«Бессмертный полк» в Беларуси «ф-фсё»?

Чем меньше времени остаётся до Дня Победы, тем тягостнее ожидание судьбы народной акции «Бессмертный полк» в Беларуси: состоится ли? Совершенно непонятно, как поведут себя местные чиновники. Если выдадут разрешение – пойдут против президентского «кацегарычэски не согласен». А, запретив, подвергнутся обструкции в независимых средствах массовой информации. Поистине, им предстоит принять «буриданово» решение.

Допускаю, что словосочетание «Бессмертный полк» вызывает у белорусских чиновников нервную реакцию: нет бы этим простолюдинам шагать в колонне, составленной по разнарядке предприятий и госучреждений, так нет — подавай им отдельное шествие…

Упорство чиновников вполне объяснимо: «указание сверху». Но как быть с теми, кто влияет на президентское решение?

На недавнем «Большом разговоре с президентом» Александр Григорьевич озвучил непроверенную и недостоверную информацию о «Бессмертном полке» и истории народных шествий в День Победы в постсоветской Беларуси, заявив, что якобы акция — российская, у нас точно такая же акция «Беларусь помнит», россияне у нас передрали эту идею, а мы всегда ходили с портретами и т.п.

Подвёл президента собственный пресс-центр, подставил, так сказать.

Чего не рассказали президенту
Итак, что такое «Бессмертный полк»:
Первое. «Бессмертный полк» – это когда участник шествия несёт портрет своего родственника. Это инициатива простых людей, желающих продемонстрировать единство с Днём Победы, выказывая не только своё отношение к славному событию, но и указывая на причастность к историческому свершению своей семьи, своего рода! Это персональное и семейное действо обычных людей.

Второе. Шествия в День Победы в Беларуси действительно возродились с приходом к власти Лукашенко. И это во многом заслуга нашего президента. Но на этих шествиях никогда не несли портреты своих родственников. В постсоветской Беларуси ничего похожего не делали. Достаточно взглянуть на фотографии шествий до 2014 года – они все без портретов родных. А в советское время несли исключительно портреты героев и вождей.

Третье.
Акция — никакая не «российская», хоть и началась в России, а народная. Это международная акция, надгосударственная. В ней нет политики, национальной принадлежности и коммерческой составляющей.

Что сказал президент
Высказывания Александра Григорьевича подчас парадоксальны и противоречивы. Сегодня сказанул одно, завтра – крайне противоположное. Он человек дела, действий; ораторское искусство — не его конёк. Хотя выраженьица бывают те ещё! Помните про то, что белорусы будут есть «нормальные человеческие яйца»? А я вот помню, как он про Ельцина высказался: «Я говорю президенту России – ты мой старший брат! Он этого очень боится…»

К чему это. К тому, что не стоит зацикливаться на недавнем «категорически против». Давайте вспомним, что ровно год назад, отвечая на вопрос о причинах запрещения «Бессмертного полка» в Беларуси Лукашенко напомнил, что несколько лет назад проводить подобные мероприятия в стране перестали из-за возраста и состояния здоровья ветеранов. Тогда Лукашенко заявил:

Если народ просит снова пройти с портретами, флагами и так далее, в будущем году мы это организуем. Только не надо это политизировать и заявлять, что мы чуть ли не запрещаем что-то. В Беларуси этого никогда не было и не будет. Каждый вправе почтить память своих героев, пройтись там, где он считает нужным с портретом и возложить цветы. Это великое, это святое. Так будет всегда в Беларуси.

О ветеранах
Задумайтесь, ведь самому молодому ветерану, участнику сражений Великой Отечественной войны сейчас около 90 лет! Их, ветеранов, с каждым годом становится всё меньше и меньше. Ныне лишь единицы из них способны пройти пару километров парада самостоятельно, без поддержки. Это ужасно, но такова действительность: через пять-семь лет они перейдут в мир иной… Кто вместо них пойдёт в рядах шествия? Кто пронесёт через время память о них? Их дети, внуки и правнуки! И форматом этой памяти будет «Бессмертный полк»!

Формат празднования Дня Победы сменился естественным образом. Если «Беларусь помнит» позиционируется президентом, как шествие ветеранов, то «Бессмертный полк» – шествие не только ветеранов, но и их потомков, хранящих память о своих героических предках.

Отныне День Победы немыслим без «Бессмертного полка».

О чиновниках
Отныне чиновник, запрещающий шествие «Бессмертного полка», противостоит не только ветеранам, но и новым поколениям граждан, помнящих Подвиг своих героических дедов и прадедов. Чиновник-запретитель противостоит Победе!

Потому народ с негодованием вспоминает всех этих горе-идеологов, срывающих георгиевские ленточки с детей, всех этих мелкодушных чинуш, вроде витебского чиновника, в последние часы перед 9 Мая запретивших символику Полка…

На мой взгляд, лучшее решение, которое может исполнить чиновник – это организовать и возглавить народную акцию «Бессмертный полк». Как, например, это сделала витебская чиновница, начальник отдела культуры горисполкома Наталья Шиенок: пусть с явным недовольством, пересыпая крепкими выраженьицами, она всё же нашла возможность встроить «Бессмертный полк» в шествие «Беларусь помнит», выстроила колонны и организовала наше шествие. Честь ей и хвала! У простых людей, пришедших на Парад с портретом, не принужденных в обязательном порядке «отбывать номер» в колоннах по разнарядке, не возник конфликт с властью. Надеюсь, в этом году шествие Полка пройдёт с такой же прекрасной организацией!

Шумиха вокруг
Непростую ситуацию утяжеляют и внутренние противоречия устроителей Полка.

Недавно все средства массовой информации облетела «страшная» новость – власти и суд Минска отказали «Бессмертному полку» в регистрации.

Но ведь случилось ровно то, о чем я писала год назад!

Нельзя создавать общественную организацию с подобным названием! Тут крайне уместно президентское — «кацегарычэски».

Общественная организация, которая ставит своей целью организацию «Бессмертного полка» в Минске, непременно должна иметь другое название, чтобы не было недоразумений.

Использование известного названия народного движения – лишь неумный пиар и желание получить дивиденды с добровольной акции, к идее и созданию которой данная инициативная группа не имела никакого отношения. Любая неприятность, которая случится с данной организацией или отдельными её участниками, несмываемым пятном ляжет на акцию в целом.

Так и произошло! Со всех сторон трезвонят: запретили-запретили-запретили! А ведь ОТКАЗАЛИ В РЕГИСТРАЦИИ общественной организации, пытающейся присвоить себе имя и идею «Бессмертного полка», а вовсе не отказали в проведении акции!

Давайте подумаем, к чему может привести создание подобной организации с таким названием.

В этом случае акция перестанет быть народной. Теперь это может стать мероприятием конкретной организации. Эта метаморфоза, по моему глубокому убеждению, убьёт народную акцию.

Даже теперь, когда этот одиозный замысел с учреждением общественной организации не удался, существует нездоровая ассоциация прекрасной народной акции с этой авантюрой по созданию одноименной организации. Никаких организаций, только шествие народа!

Что делать?
Призываю официально зарегистрированные организации срочно подать в местные органы власти заявки на проведение акции «Бессмертный полк» в рамках парада «Беларусь помнит»!

Нельзя противопоставлять! Давайте объединять две акции в одном шествии, как это происходило несколько лет подряд в Витебске!

Три зарегистрированные общественные организации – «Белорусский союз офицеров», ветеранская организация и Белорусский союз ветеранов войны в Афганистане – который год подряд подают единую официальную заявку на проведение шествия «Бессмертного полка» 9 мая в Витебске.

При этом нужно добиваться использование символики «Бессмертного полка», георгиевских лент и красных знамён – символов Победы.

Времени осталось мало, спешите, друзья!

Эльвира Мирсалимова

Дата публикации: 30 марта 2019