«День воли» в кризисе

25 марта – ключевая и, пожалуй, самая спорная дата политического календаря белорусской прозападной оппозиции. Даже ее устоявшееся название является ничем иным, как попыткой манипуляции сознанием. Безусловно, словосочетание «День Воли» звучит гордо и пафосно, но о какой воле можно говорить, отмечая годовщину образования самопровозглашенного правительства на оккупированной немцами территории, которому за столетнюю историю так и не удалось по-настоящему поруководить хоть чем-либо реальным, удавалось регулярно вляпываться в нехорошие истории то с кайзером, то с Гитлером, то с ЦРУ США? Воля – явно не то слово, которое приходит мне в голову при мысли о несостоявшемся квазигосударстве БНР.

«День воли» националисты отмечают каждый год, эта традиция тянется еще с прошлого века. За эти годы «праздник» повидал всякое. Были акции многочисленные и малолюдные, разрешенные и нелегальные, спокойные и сопровождавшиеся массовыми беспорядками. Но, несмотря на то, что прошло сразу несколько разноплановых и не самых малочисленных акций, а пропаганда пару дней давала в эфир неплохую картинку, в нынешнем году приходится констатировать явный кризис этого жанра. Особенно, если сравнивать с прошлогодним триумфальным празднованию и еще более обещаний, которыми нас кормили в начале этого года.

Собственно, в видимом триумфе БНР-100 уже просматривались истоки провала БНР-101. Тогда впервые отмечали в новом формате – с песнями, фудкортами, продажей сувениров. Даже партийные активисты поставили свои палатки и играли, скорее, роль аниматоров, развлекая публику и попутно зазывая ее в свои ряды. Политическая составляющая на том мероприятии явно уступала развлекательной, а тема борьбы с «крывавым рэжымам» была сведена практически к нулю.

Вероятно, это, а также то, что власть явно подыгрывала организаторам, и предопределило огромную, по меркам современной белорусской оппозиции, численность участников. Разумеется, ни о каких 50 тысячах речи идти не может, но и 7-10 тысяч – уже неплохо. Вот только наша традиционная, партийно-оргкомитетная оппозиция, вот уже 25 лет видящая себя единственной политической альтернативой, была чужой на этом празднике жизни. Всю основную работу сделали «блогеры» — группа молодых националистов, ставших в тот день серьезными конкурентами поседевшим в своих креслах, всем надоевшим и ничего не добившимся партийным вождям.

Разумеется, вожди это прекрасно поняли. И уже год спустя они явно не горели желанием быть статистами в игре по чужому сценарию. Им нужно было вновь продемонстрировать собственную субъектность, как сторонникам, так и спонсорам. Тем более что на носу сразу две избирательные кампании. «Блогеры» вели свою игру, повышая ставки практически до абсурда и при этом намекая на то, что, якобы с властью налажен диалог, а «патриотично настроенные» чиновники все понимают и по мере сил поддерживают. Поскольку партийной оппозиции ничего сопоставимого с БНР -100 не удавалось организовать уже очень много лет, до поры она была вынуждена поддерживать план Пальчиса и Мотолько, чтобы не продемонстрировать собственное убожество на фоне чужого успеха.

Подобное хрупкое единство можно было поддерживать, пока была хоть какая-то надежда на то, что мероприятие состоится по заявленному амбициозному формату. Вот только рассчитывать на это было более, чем наивно. После того, как стало ясно, что на стадионе «Динамо» националистам ничего не светит, а особенно – после того, как «блогерам» отказали и на две альтернативные заявки и они вынуждены были согласиться на проведение своего концерта и митинга в Гродно, вся конструкция резко развалилась – Пальчис и компания отправились куда подальше – почти за 300 километров от Минска, почти на польскую границу, а партийцы решили провести свой праздник там, где позволено – в окружении хрущевок и частного сектора, зато в Минске. Проиграли и те и другие.

«Блогеры» оказались в положении «гора родила мышь». На фоне обещаний результат смотрелся явно убого. Несмотря на то, что деньги на мероприятие собирали с декабря, собрали вдвое меньше, чем годом ранее, да еще и оказались в долгах, не сопоставив желаемое с возможным. Привычка в несколько раз завышать численность участников уже не спасает. В эпоху дронов рассказывать сказки стало сложнее – всегда можно найти дотошного оппонента, который пересчитает всех по головам. В нашем случае таковым оказался видеоблогер Анатолий Володченко, насчитавший 1044 человека, поставив организаторов в неловкое положение.

Партийцы проиграли еще сильнее. Решив все-таки продемонстрировать то, что они еще на что-то способны, они провели аналогичный концерт-митинг в Минске. И, в результате, несмотря на разрешение властей, хорошую погоду, фудкорт и музыку не смогли собрать и той тысячи, что была в Гродно. Для двухмиллионного города это означает практически полную невостребованность этих партий в обществе. Но самый болезненный удар партийцам нанесли блогеры, прихватив собранные денежки с собой в Гродно. В итоге партии оказались в долгах, как в шелках – деньги на оплату прошедшего в Минске мероприятия продолжают собирать до сих пор и есть серьезные сомнения в том, что вообще соберут.

Что мы имеем в итоге – даже такого единства с натяжкой, которое было в прошлом году, нет в помине. Все переругались и разбежались даже не по разным площадям, а по разным городам. Традиционный формат «Дня воли» как массовой акции политического протеста оказался практически невостребованным. Непонятная несанкционированная акция 25 марта на Октябрьской площади только подтверждает это. Даже главный возмутитель спокойствия Николай Статкевич в этот раз предпочел посидеть не на Окрестина, а на Володарского. В кабаке. Остальная же националистическая публика имела выбор из концерта с флагами, сувенирами и шаурмой в Гродно и примерно такого же концерта с флагами, сувенирами и шаурмой в Минске.

В общем, не так страшен «День воли», как его малевали и националисты и их противники. Раскол, малолюдность и убытки – налицо явный кризис жанра. Следующее 25 марта вполне может прийтись на одну из избирательных кампаний. Поэтому у националистов есть год для того, чтобы найти новый формат и, возможно, новое содержание. Вот только удастся ли…

Артем Агафонов

Дата публикации: 30 марта 2019