Мы выбираем, нас выбирают…

Всякий раз, когда речь заходит о выборах, на ум почему-то приходят слова одной известной песни. Да, и о том, «как это часто не совпадает», и о том, что «простое кажется сложным»…

 

Ведь, осуществляя простую, казалось бы, процедуру опускания бюллетеня в урну, мы поднимаем свой голос, делегируем мандат определенным людям на те или иные действия.

Как показывает практика, по-настоящему активных людей, готовых что-то сделать для своего города, региона или страны, не так уж много — в среднем от 8 до 20 %. Не все из них, к тому же, обладают соответствующими знаниями и опытом, позволяющими эффективно руководить процессом. Важно выбрать из этой небольшой когорты тех, кто действительно способен принести пользу. Для этого в мире параллельно существуют две системы отбора: всенародный кастинг (то бишь выборы) и назначение на должность, где кандидатов на вакантные руководящие посты подбирают такие же назначенные сверху. Не вдаваясь в детали, отмечу, что у каждой из этих систем есть свои плюсы и минусы. Но в современном демократическом государстве (и это закреплено в Конституции, в том числе нашей, белорусской) взят за основу принцип народовластия. То бишь граждане призваны определять, каким будет устройство государства, его экономическая политика, развитие социальной и иных сфер жизни общества. Беларусь — государство унитарное. Как и большинство наших соседей в Европе.

Однако в той же Польше, Чехии, Латвии и т.д. роль местного самоуправления на порядок выше. Там местные выборы представляют для граждан наибольший интерес, поскольку от них во многом зависит, каким будет бюджет региона, сколько в нем построят больниц, школ, отремонтируют дорог и т. д. Когда граждане голосуют за бурмистра, мэра или депутата сельской гмины, они выражают свою позицию по наиболее важным для себя вопросам. К примеру, надо ли чипировать собак, стоит ли переименовать улицу или установить памятник какому-нибудь деятелю, дать ли разрешение на строительство рядом с жилым массивом предприятия, которое может нанести ущерб окружающей среде. Депутаты, избранные в небольшом населенном пункте, просто обязаны учитывать мнения тех, кто их делегировал в муниципалитет, ибо в противном случае они там долго не задержатся. К тому же, местная власть обладает реальной силой, ибо она формирует местный бюджет. У нас же 90 % налогов перераспределяется из Минска. Отсюда — у местных Советов нет реальных полномочий. А их решения носят в основном рекомендательный или слишком уж обтекаемый характер: «углубить, расширить, уделить повышенное внимание»…

Между тем в истории Бреста был период, когда горожане (пусть не все, а лишь представители определенных сословий) могли участвовать в местном самоуправлении. Наш город, как известно, первым в Беларуси приобрел Магдебургское право в 1390 году. И просуществовало оно более 400 лет, вплоть до третьего раздела Речи Посполитой. Потом были 120 лет «вертикального правления» чиновников Российской империи, на смену которому пришли большевики с их лозунгом «Вся власть Советам!» Лозунг-то был хороший, вот только реальную власть Советы на местах получили лишь в начале 90-х. Увы, ненадолго…

Впрочем, на выборы все же стоит сходить. Хотя бы для того, чтобы увидеть лица тех, кто предлагает свои услуги в качестве депутатов. Сделать осознанный выбор и сохранить за собой моральное право потребовать от «слуг народа» выполнить то, что они так клятвенно обещали. А заодно повысить собственный уровень политической культуры. Ибо известное изречение о «каждой кухарке…» не раз опровергнуто самой жизнью.

Автор: БОРИС ПАВЛОВСКИЙ
Источник информации: http://www.vb.by/

Дата публикации: 18 февраля 2018