Гадалка-психолог, злые проценты и мнимые лекарства. Как избежать рекламной ловушки

Три самых ярких примера того, как нас обманывают, по итогам совместного мониторинга рекламного рынка Беларуси областным комитетом и Министерством антимонопольного регулирования и торговли.

От ворот приворот
«Снимаю порчу. И золотые украшения…» Конечно, второй части этой фразы в объявлениях гадалок, магов, чародеев мы с вами не найдем: горькая правда упакована в сладкую обертку. Мол, предлагаем избавление от дурного глаза, исполнение желаний, гармонизацию отношений, решение жизненных проблем.

Встречается и более глубокая степень маскировки: психологическая помощь, консультации по вопросам брака и семьи, бизнес-курсы для привлечения успеха. А клюнешь на наживку – обнаружишь магистра карт «Таро» или же «колдунью»… И каждый раз, избавившись от тяжести на душе, а заодно и от серьезных сумм, жертвы упрекают государство: почему спят наши бдительные органы?

Вообще-то, они не спят, а действуют. Общегосударственный классификатор Республики Беларусь «Виды экономической деятельности» давно поставил заслон оккультизму. В нем нет ни слова о магических профессиях. Кроме того, еще в 2008 году в Беларуси запретили рекламировать деятельность и услуги лиц, которые якобы способны предсказывать события, воздействовать на людей, их духовный мир, объекты окружающей среды путем использования сверхъестественных способностей. А к нарушителям стали применять штрафные санкции в размере от 20 до 50 базовых величин.

Наиболее системное наблюдение в центральном регионе за кланом «загадочных» профессий осуществляет главное управление торговли и услуг облисполкома. В 2017 году его мониторинг (совместный с профильным министерством) выявил 5 сайтов, владельцы которых решили, что им закон не писан, разместив у себя рекламу гадания. В доменной зоне Беларуси онлайн-площадки не были зарегистрированы, а значит, специалисты управления не имели возможности прекратить «экстрасенсорный беспредел». Оставалось лишь ходатайствовать перед Министерством информации об ограничении доступа к данным сайтам, что и было сделано.

– Вообще-то блокировка сайта – мера крайняя, – прокомментировала жесткое решение начальник отдела организации торговли и услуг главного управления торговли и услуг Минского облисполкома Елена Чеботарь. – Однако у нас порой нет другого выхода. Хотелось бы предупредить как модераторов, так и владельцев сайтов: вы отвечаете за контент своих страниц. По аналогии, к примеру, с магазинами, которые несут ответственность за продаваемый товар.

Одолжить мало – отдать много

«Деньги в долг – за 1 час!», «Займ наличными по всей РБ! Без справок и поручителей! Даже с плохой кредитной историей…»

Начитавшись соблазнительных призывов, многие из граждан несут в ломбарды золотые украшения, ноутбуки, шубы, оставляют в заклад даже бензопилы и автомобили. Потом приходят выкупать и здесь встречаются с сюрпризом – во много раз большей, чем они предполагали, платой за услугу.

Самая распространенная «подножка» – два способа считать проценты. Клиент думает, что окончательная сумма, которую он должен будет возвращать, – указанная в договоре. Но тут, откуда ни возьмись, – НДС и комиссионные вплоть до 730% годовых… Кроме того, в договоре могут быть прописаны условия, при которых сумма долга обрастает фантастическими штрафами. Был случай, когда женщина взяла 300 рублей и вовремя их не вернула. В итоге сумма долга с процентами и штрафами подскочила до 1300 рублей (2% в день за заем плюс 4% пени за каждый день просрочки!).

В 2014 году вступил в силу указ о предоставлении займов и деятельности микрофинансовых организаций. Согласно документу, в рекламе каждого ломбарда должно содержаться наименование организации, чтобы любой мог оценить ее добросовестность.

Однако, увы… В 2017 году контролирующими органами выявлено 8 фактов ненадлежащей интернет-рекламы денег в долг, в том числе по Минской области. Только один рекламодатель выполнил главное условие – указал название организации (как впоследствии выяснилось, вымышленное). И ни одна из ростовщических контор не была включена в официальный реестр микрофинансовых организаций, размещенный на сайте Нацбанка. Другими словами, все они – теневики, сумевшие минимизировать налоги и допускающие полный произвол в отношении к клиентам.

Разумеется, им пришлось ответить по закону. Так, ломбарду из Крупского района районный суд присудил штраф в размере 20 базовых величин. При следующем нарушении владельцу организации грозит уголовная ответственность.

МАРТ рекомендует: решили отнести что-нибудь в залог – сначала посетите официальный сайт Нацбанка и найдите там вкладку «Финансовый сектор», затем – страничку «Регулирование микрофинансовой деятельности». Если в опубликованном реестре содержится название ломбарда, услугами которого хотите воспользоваться, то с ним можно иметь дело, если нет – вы себя подвергаете повышенному риску.

У вас высокое давление – и вы еще живы?

«Гипертония в 89% случаев убивает человека при инфаркте или же инсульте! Больше половины больных остаются инвалидами на всю жизнь! Скрытая гипертония день за днем разрушает сердце, мозг, почки, глаза, сосуды. Инфаркт, инсульт, слабоумие, паралич и смерть – вот ее итог. Полная потеря дееспособности и жизнь без движения – жуткие последствия запущенной болезни. Стать ли инвалидом – решать вам!»

Это не фрагмент сценария из фильма ужасов, а выдержка из размещенной в интернете рекламы «лекарственного средства», на которую обратил внимание житель Минщины. Что же нас спасет при повышенном давлении? Конечно же, чудодейственное средство с экстрактом софоры японской под названием «Гипертониум». Ведь это «единственное лекарство, официально рекомендуемое Всемирной федерацией сердца для лечения гипертонии…»

Прочитав эту ахинею, не один врач, видимо, схватился за сердце, как и уполномоченные по защите прав потребителей. Такой организации, как Всемирная федерация сердца, попросту не существует. И Западной академии наук, и Института кардиологии Республики Беларусь, упоминающихся в этом бессовестном вранье. Директором же государственного учреждения «Республиканский научно-практический центр «Кардиология», тоже фигурирующего в тексте, является не Ирина Евгеньевна Чазова, а другой человек. Министерство здравоохранения Беларуси еще полгода назад распространило информацию, что препарат «Гипертониум» не производится отечественными фармацевтическими предприятиями, не зарегистрирован в качестве лекарственного средства, не обладает доказанной фармакологической активностью и не может использоваться для лечения либо профилактики каких-либо заболеваний как альтернатива лекарственным средствам.

«Гипертониум», а также «Уретрамол» и ряд других БАДов признаны Минздравом мнимыми лекарствами. К распространителям недобросовестной рекламы применены штрафные санкции. В Министерство информации направлены материалы для ограничения доступа к ресурсам-нарушителям. Нетрудно догадаться о его решении…

Из категории фальшивых лекарств чаще всего предлагают покупателям средства для похудения и повышения потенции, – отметила по итогам проверки заместитель начальника главного управления организации медицинской помощи Министерства здравоохранения Людмила Жилевич. – А однажды продавали препарат для похудения, запрещенный к использованию в Беларуси. Фирма сняла его с производства, поскольку было установлено, что он губительно действует на сердечно-сосудистую систему. Кроме того, в одной газете нам попалось интервью с пожилыми людьми, якобы вылечившимися от сахарного диабета травяным настоем. На поверку оказалось, что никаких интервью пенсионеры не давали.

Если безымянные «ученые» из Сети советуют вам незнакомое лекарство, то нужно изучить официальную информацию о нем на сайте Центра экспертиз и испытаний в здравоохранении http://www.rceth.by/refbank, где размещен перечень всех лекарственных средств, допущенных к реализации на территории Беларуси.

Начальник сектора контроля за рекламой управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой МАРТа Инна ГАВРИЛЬЧИК:

– Размещение незаконной рекламы в интернете влечет за собой административную ответственность и владельца сайта, и рекламодателя. Индивидуальный предприниматель уплачивает штраф от 10 до 40 базовых величин, юридическое лицо – от 20 до 50 базовых величин.

Источник информации: www.mlyn.by

Дата публикации: 12 февраля 2018