Анжелика Борис: «20 лет «Казюки» никому не мешали»

Анжелику Борис так и не осудили за несанкционированное массовое мероприятие в Гродно, хотя она заявила в зале суда: «Хотите – судите, хотите – сажайте, что хотите сегодня делайте (…)». Дело о незаконном проведении Казюк закрыли из-за незначительности правонарушения. За период судебной тяжбы лидер неразрешенной в РБ польской организации Анжелика Борис сделала много громких заявлений, пытаясь превратить административное дело в политический процесс.

«Политический процесс не остановит Союз поляков в Беларуси», — под таким заголовком в белорусских либеральных СМИ был продублирован материал о пресечении несанкционированной деятельности союза.

В Беларуси, согласно последней переписи, поляками себя назвали 3% населения. У нас, кстати, в отличие от европеизированной бывшей советской республики дискриминации польского населения не происходит. Подтверждением чему можно считать скандал трехлетней давности, когда директор политического кабинета министерства иностранных дел Польши Ян Парысь заявил о том, что положение польских меньшинств в Литве хуже, чем в Белоруссии. «Мы должны объяснить польским военным, что они должны поддерживать Балтийские страны. И это сложно, поскольку у нас есть проблемы с польским меньшинством в Литве. Парадоксально, однако сейчас ситуация польского нацменьшинства в Белоруссии лучше, чем в Литве», — сказал Парысь в Каунасе. (Источник — BNS). Самым ярким примером дискриминации поляков в Литве, как выяснилось так же в результате скандала, из-за которого Министр иностранных дел Польши Радек Сикорский отказался ехать в Литву, было то, что местной польской диаспоре в официальных документах, таких как паспорта, запрещали использовать букву ‘w’ (а также некоторые другие буквы, необходимые для правильного написания польских имен). Как потом выяснилось, такая же ситуация была не только с именами, но и польскими названиями улиц. Судя по белорусским городам, поляки очень любят вывешивать вывески на своем языке. В этом вопросе, название улиц, можно согласиться с литовскими властями, но все-таки, когда фамилия в паспорте звучит по-идиотски, — это оскорбляет людей. Поляки, между прочим, разрешают своему литовскому меньшинству использовать литовские диакритические знаки; а белорусам и украинцам даже позволяют иметь дополнительную строчку в паспортах, где их фамилии можно писать кириллицей. Польское меньшинство на своей шкуре почувствовало, что такое запрет обучать детей на родном языке, когда в республике польских детей с 1 сентября 2017 года заставили учиться исключительно на литовском. В Белоруссии у польской диаспоры все-таки больше прав. Есть польские школы, проходят польские культурные мероприятия. Никто не препятствует полякам в РБ занимать руководящие должности.

Почему-то в Союзе поляков в Беларуси считают процесс в Гродно «позорным судом над традициями поляков». Но, позвольте, спадары-паны, СПБ судят за несанкционированное массовое мероприятие. Кто и как в Гродно судит традиции поляков? Перед законом все равны. Для проведения любого массового мероприятия нужно подать заявку в соответствующей форме, получить разрешение, чтобы власти могли обеспечить порядок и безопасность граждан. Зачем обижаться и устраивать из обычного пресечения незаконных действий спектакль о гонениях на польскую культуру, если ваша организация ( в данном случае БСП) не получила регистрации из-за выявленных нарушений. Переход из категории «непризнанного властями Союза поляков в Беларуси» в признанный очень простой — устраните нарушения. Да и грех жаловаться на власть из-за ярмарки Казюки, власти столько лет разрешали проводить этот фест. Тут, конечно, есть доля вины и чиновников. Пресеки они незаконные деяния в зачаточном состоянии Казюк, не было бы и конфликта, давно бы это мероприятие проводилось на законных основаниях. В чем проблема?

А то собрали на свою голову толпу под дверьми зала суда в Гродно, когда шел процесс; вызвали недовольство старушек, привыкших торговать на ярмарке. Необдуманные действия местных гродненских чиновников дали повод наделать вдохновительнице Казюк, о которой почти забыли за неимением скандалов в этом году, много разных заявлений от имени поляков всей Белоруссии. Например, она в суде заявила, что СПБ в ее лице является защитницей польских традиций, веры, польского языка и культуры. Но ведь суд проводился не против польских традиций, польской веры, польского языка и культуры. Почему Борис строит из себя мученицу за польскую веру, не понятно. В 2017 году произошел пренеприятнейший инцидент, когда сами католики, да к тому же поляки, просили епископа защитить их от Анжелики Борис. 18 мая 2017 в государственной газете «Гродзенская праўда» было опубликовано обращение верующих Гродненской епархии к митрополиту Минско-Могилевскому Тадеушу Кондрусевичу, в котором они просили защитить их от Анжелики Борис. Вот как об этом писали на krynica.info : «Настоятель католического прихода Рождества Пресвятой Девы Марии в Кемелишках (Островецкий район) Павел Гордейчик подтвердил корреспонденту Krynica.info информацию об инциденте, который произошел в общине с участием председателя неофициального Союза поляков в Беларуси Анжеликой Борис, о котором говорится в обращении верующих Гродненской епархии к митрополиту Минско-Могилевскому Тадеушу Кондрусевичу, опубликованном в “Гродзенскай праўдзе”. По его словам, происшествие случилось 6 января — на праздник Трех королей во время польскоязычной Литургии, чтение и проповедь на которой было по-белорусски. «И это их (представителей СПБ — Krynica.info) очень не устроило. А людям нравится», — отметил священник, подчеркнув, что белорусский язык для проповеди выбрал исходя из пастырских целей.

«Она (Анжелика Борис — Krynica.info) потом что-то объясняла людям, что думала, что здесь поляки собрались, а почему-то ксендз говорит на белорусском языке. Но такого конфликта, когда к ксендзу пришли и начали какие-то свои соображения с бунтом, с гневом то говорить. Такого конфликта не было. Я Мессу отправил, то, что они там себя плохо вели во время Святой Мессы, то, что им не было комфортно из-за белорусского языка и они улыбались над этим, то это было. Имел место после и короткий комментарий Анжелики Борис после Святой Мессы. Но я ничего не объяснял. Зачем? Я говорю на том языке, на котором людям будет понятно. На котором будет, прежде всего, понятно детям, молодежи, а была молодежь на той Мессе, так как была сценка», — добавил собеседник».

И после этого Анжелика Борис заявляет, что, привлекая ее к ответственности за нарушение действующего белорусского законодательства, власти проводят дискриминацию поляков? А разжигать межнациональную рознь прямо в костеле, нарушая не только светские законы, но и церковные традиции, можно? Да, в белорусском языке есть много неблагозвучных и даже смешных слов, и в этом не вина белорусов, — перевыполнение планов искусственной белорусизации дало свои плоды. Дело в другом: Борис потребовала от священника читать проповедь по-польски, забывая о том, что государственными языками на территории РБ являются белорусский и русский, и на богослужении присутствовали люди, которые не знают польского языка. Проявлять такую фанатичную нетерпимость, забывая заповедь о любви, верующий человек не может.

Да и фестиваль Казюки, за который так хотела пострадать Борис, представляет польскую культуру не самого высокого класса. За деньги и взятки, которые получают те, в руках кого находятся судьбы претендентов на «карту поляка», можно было бы проводить мероприятие на более профессиональном уровне.

Фестиваль, как выяснилось, оказался столь малоизвестным гродненцам, что один из свидетелей даже не смог правильно произнести его название.

Денис Куль, младший инспектор охраны, выступавший свидетелем, заявил: «3 марта на ул.Буденного проходили Кизики или Казики, было много людей, стояли палатки и люди пели песни».

Непризнанный Союз поляков Беларуси имеет прескверную репутацию, был замешан в многочисленных скандалах, обвинялся в шпионаже, присвоении собственности и т.п.

Странно, что суд отпустил Борис. Это уже не первый подобный случай. В 2008 году – за незаконную организацию концерта группы «Ломбард» Анжелику уже привлекали в ответственности. А если бы во время проведения массового мероприятия из-за отсутствия охраны и кареты скорой произошла бы давка, хотя на оппозиционных мероприятиях люди в последнее время собираются все реже, или кому-то стало плохо? С кого был бы спрос за несанкционированное мероприятие?

Юлия Чирва

Дата публикации: 4 мая 2019