«Не знаю, на что может влиять школьная форма». Что Беларусь может перенять из финского образования

Редкий случай: полный зал в КЗ «Минск» собрал не заезжий артист, а известный учитель Кари Лоухивуора. Почти две тысячи человек пришли вечером 18 января, чтобы послушать лекцию о финской системе школьного образования. Какие тезисы срывали у публики аплодисменты и можно ли перенести финский опыт на Беларусь — в материале TUT.BY.

«Не знаю, на что может влиять школьная форма». Что Беларусь может перенять из финского образования
Фото: предоставлено организаторами

 

«Нельзя позволять частным школам вмешиваться в государственное образование»

— Вам на 4-й этаж, — консультируют опоздавших сотрудницы гардероба. К началу мероприятия мест в партере практически не осталось, поэтому тех, кто не успевал, сразу направляли на балкон. Обычная практика, когда люди регистрируются на мероприятие, а потом не приходят, здесь не сработала.

Перед началом выступления финского эксперта, который приехал в Беларусьпо приглашению компании «А-100 Девелопмент», происходящее в зале напоминало ожидание концерта. Единственное, что отличало пришедших на лекцию, — это заранее заготовленные блокноты и ручки на коленях.

В Беларусь Кари Лоухивуора приехал впервые. На пресс-конференции перед мастер-классом эксперт признался, что ничего не знает о белорусском образовании. Но, похоже, во время выступления смог прочувствовать главное — в чем кроются проблемы белорусской школы.

Когда Кари говорил об автономии учителей, отмене инспекторов, распределении налогов или бессмысленности школьной формы, зал срывался на аплодисменты. Лектор на несколько секунд прерывался — позволял публике выразить свое мнение.

— Как же финским школьникам повезло! Нам бы позаимствовать такое отношение к ученикам и учителям, — перебрасываются репликами девушки на заднем ряду.

«Не знаю, на что может влиять школьная форма». Что Беларусь может перенять из финского образования

Их соседи были настроены более скептично:

— Тема интересная, но по факту выступление довольно далеко от нашей реальности.

Сам Кари уверен: проецировать финский опыт на другие страны невозможно, потому что образование — это часть культуры страны и ее истории.

— Но есть одна вещь, позаимствовать которую можно. Я очень верю в государственное образование. Общество должно прилагать все усилия для его развития и не позволять частным школам сильно вмешиваться в эту сферу. В качестве плохого примера я могу привести Швецию. Когда-то у них была хорошая система, но в 80-х годах открылся рынок частных школ. Они сняли сливки и повесили на государство заботу о более проблемных учениках. Это разрушило устойчивую образовательную базу.

По мнению Кари Лоухивуора, школа — это площадка, которая может не только обучать, но и объединять общество.

— Очень часто богатые и бедные живут в параллельных мирах. Но если дети из семей с разным достатком ходят в одну школу, они постоянно пересекаются. Это в том числе помогает строить демократию в стране.

«Ученик средней школы стоит для общества 9 тысяч евро в год»

Один из главных постулатов финской системы образования — ее доступность для всех. Школьное образование в Финляндии абсолютно бесплатно: родители не платят ни за обучение, ни за обеды, ни за учебники, ни за дополнительные экскурсии и канцелярские товары и прочее. Сбор денег с семей не запрещен, но крайне не приветствуется.

— В Финляндии мы платим 32% налогов с доходов. Медицина и образование — две большие составляющие, на которые они уходят. Я не могу вспомнить точно, сколько процентов забирает на себя образование. Но конкретные цифры, во сколько обходится обучение одного школьника, назвать можно. Несколько лет назад ученик средней школы стоил для общества чуть меньше 9 тысяч евро в год. Инвестиция в образование — самое верное вложение. Перед тем как в 1972 году начать школьную реформу, правительство Финляндии поняло: нефти, как в Норвегии, у нас нет, «зеленое золото», то есть бумагу, мы не можем экспортировать бесконечно. Поэтому мы пришли к выводу, что нашей сильной стороной должно быть образование — обучение нации для будущего.

Законодательно в финской школе запрещено сравнивать учеников между собой. Этот тезис вызвал восхищение у белорусских зрителей, среди которых были как студенты, так и учителя, преподаватели, представители Министерства образования.

— Идея заключается в том, что сравнивать нужно с самим собой. Следует понимать, насколько я хорош сейчас, как я развиваюсь, как изменился в сравнении с прошлым годом, что нового узнал. Не очень интересно — знать, кто в классе первый по математике. Важно понимать, насколько больше я узнал в сравнении с прошлым годом.

«Не знаю, на что может влиять школьная форма». Что Беларусь может перенять из финского образования

Что в таком случае, по мнению бывшего директора школы, должно мотивировать школьников? Кари отвечает:

— Конкуренция нужна не всегда. Америка, например, одержима этой идеей. Мы же считаем, что мотивация заключается в следующем: ты учишься лучше, если видишь, что преуспел. К примеру, люди с инвалидностью или с особенностью обучения всегда проигрывают в таких соревнованиях. Это их разочаровывает, они думают, что глупы или плохи. Ведь всегда есть только один человек, который выигрывает. Остальные проигрывают. Но если ты сравниваешь с собой, то ощущаешь, что есть прогресс и движение вперед.

Над объяснением этого подхода работают учителя. Они постоянно общаются с учениками и их родителями, обсуждают успехи, дают обратную связь.

— У финских учителей много бумажной работы. Правда, главным их занятием все же остается преподавание, — говорит Кари. — Они часто встречаются с родителями, оказывают поддержку, если видят, что ребенок отстает. При этом учитель должен документировать каждое свое действие.

Профессия учителя в Финляндии считается очень престижной, рассказывает Карри. Чтобы поступить на работу, особенно в Хельсинки, нужно пройти большой конкурс. В университеты также высокий порог отбора — студентами педагогических специальностей становятся самые достойные.

— Финские учителя не имеют фиксированного рабочего времени. Если у учителя было шесть уроков, прошли запланированные встречи с родителями, он не обязан сидеть в здании школы до 4−5 вечера, как бывает в других странах. Еще один важный момент, который я хотел бы отметить, — это автономия учителей. Они имеют право выбирать методы, используемые в преподавании. Если, к примеру, я хочу провести урок математики в лесу, считать камни и наблюдать, как в игре дети усваивают упражнения, почему мне этого не сделать? Кто-то преподает без книг, используя собственные упражнения. Ты можешь выбирать собственные методы. Результат в конце — вот единственная вещь, которая имеет значение.

«Последний инспектор в школе работал в 70-х годах»

При полной автономии учителя в Финляндии нет проверяющих, которые бы контролировали учебный процесс.

— Последний инспектор работал в системе школьного образования в 70-х годах. Финская система основывается на доверии. Правительство доверяет муниципалитетам, местные власти доверяют директору, директор доверяет учителю, учитель доверяет учащимся. Таким образом, родители доверяют школе и правительству. А что дает контроль инспектора? Обычно это комедия. Он приходит в школу, все ученики довольно играют на перемене, школа выглядит прекрасно. А потом он уходит — и все расслабляются, покуривая за углом. Такой подход — это спектакль. К счастью, в Финляндии забыли о нем.

Вместо контроля со стороны в каждой школе существует система самооценки.

— Она имеет трехгодичный цикл. По окончании каждого года обучения родителям, сотрудникам школы и учащимся направляется опросник. По его результатам мы определяем 10 областей, где школа показала себя хорошо, и 10 областей, где она не преуспела. Из них мы выбираем 3 темы, в которых нужно себя показать в следующем цикле.

«Не знаю, на что может влиять школьная форма». Что Беларусь может перенять из финского образования

В конце мероприятия у зрителей была возможность задать вопросы финскому эксперту. Один из них — о том, влияет ли школьная форма на успеваемость — сорвал аплодисменты публики и привел в недоумение Кари. Переводчик долго не могла перевести фразу так, чтобы не потерять боль этого вопроса для белорусских учителей и родителей.

— Часто школьная форма учащихся — это худи и джинсы. Даже многие учителя ходят в толстовках и джинсах. Я не знаю, на что это может влиять, — улыбнулся Кари.

TUT.BY поинтересовался у Кари Лоухивуора о том, все ли финны довольны сложившейся образовательной системой. Ведь есть исследования PISA, которые показывают, что с 2009 года наблюдается падение уровня знаний финских школьников.

— Нет, финны очень доверяют системе. Она не особо критикуется в обществе. Да, в любой школе есть родитель, который жалуется. Но в целом родители верят. Школа, полиция, армия — это три больших института, с доверием к которым в обществе нет проблем.

Источник информации: ТUT.BY

Дата публикации: 19 января 2018