Был ли Вильно хоть когда-нибудь белорусским городом

Летом этого года исполняется 450 лет со дня подписания злосчастной Люблинской унии. С неё отсчитывается закат Великого княжества Литовского, растянувшийся до 3 мая 1791 года, когда конституция Речи Посполитой зафиксировала окончательное поглощение Литвы. С этого момента провозглашалось унитарное государство – польское, с единой религией – католической, с единым языком – польским. И, естественно, единым народом – польским, пусть состоящим из нескольких этнических групп, различия между ними стирались.

Самоуничтожение ВКЛ внутри Польши фактически завершилось гораздо раньше, до первого раздела Речи Посполитой. Конституция только отразила перемены, закрепила их нормативно. Поэтому любые разговоры о том, что Российская Империя захватила литовские земли, несостоятельны по причине отсутствия Литвы в качестве хозяина этих территорий.

И уж совсем дико звучат заявления, что Россия во время разделов Речи Посполитой «захватила белорусские земли»! Где, на какой планете авторы подобных заявлений нашли Беларусь в XVIII веке?!

Естественно, земли были. На них люди жили много столетий. Можно ли их идентифицировать как белорусов? Я вижу только желание идентифицировать, но ни единого доказательства.
В принципе, все основные исторические вехи известны. Вопрос только в оценке событий. А оценки зависят от точки зрения.

В какой-то мере индикативным для любого, взявшегося за освещение данной темы, является вопрос исторической принадлежности Вильно/Вильнюса. Кем он был основан – балтами (Гедемином) или восточными славянами? А то и вообще – «белорусами».

«Вильнюс, пожалуй, самый белорусский город — эстетически, ментально, географически, исторически, как угодно», — написал Денис Блищ, владелец сайта «Частное мнение».

Ну-ну… Копнём. Сразу оговорюсь – не буду напирать, что слова «Белоруссия» и «белорусский» не употреблялись до XIX века, а более ранний этноним «Белая Русь» мог означать что угодно, как и «белорусцы». В конце концов, жители Ирана, став иранцами, а не персами, не утратили своего персидского прошлого.

С другой стороны, какая-то крупная человеческая общность должна иметь наименование, так? Отсутствие наименования может свидетельствовать: именовать-то было нечего.

Территория современной Беларуси была заселена праславянскими племенами к VII веку нашей эры, хоть следы стоянок древних людей на этих землях датированы гораздо более ранними эпохами. К возникновению первых княжеств восточных славян – Полоцкому, Новгородскому, Киевскому, упоминания о которых известны из письменных источников с IX века, на пути от Чёрного моря к Балтийскому сформировалась группа восточных славян, разговаривающих на понятном для всех языке, с местными диалектами. Княжества востока современной Беларуси до начала литовской экспансии ничем существенным не отличались от таковых в Древней Руси. Приняли христианство по ортодоксальному византийскому обряду, воевали друг с дружкой, заключали союзы, вступали в брак с представителями соседних княжеских родов. Никто тогда не мог предположить, что через 900 лет граница между белорусскими и русскими землями будет, в частности, определена в соответствии с Докладной запиской в Президиум ЦИК СССР по разделу бывшей Гомельской губернии от 8 сентября 1927 года.

Как именовались жители тех княжеств – не знаю. Как и нет единого мнения среди историков, являются ли слова «Русь», «русский», «русцы» самоназванием или чем-то, пришедшим извне, типа немецкого ruzzen. Я хочу подчеркнуть другое: в долитовский период Полоцкое и иные княжества на территории будущей Беларуси никто как-то особенно не именовал. То есть не существовало отличительных признаков, позволяющих отнести их к специальной группе.

Восточнославянское племя кривичей населяло и места, где предстояло вырасти Вильнюсу.

Вывод из этого двоякий: Полоцкое княжество времён Ефросиньи Полоцкой – это государство Древней Руси. Но при этом – часть белорусской истории, т.к. релевантно к ней по территориальному признаку. А Вильнюс? О нём чуть позже.

Северо-Запад современной Беларуси принадлежал балтам – группе языческих племён, несколько запоздавших в культурном развитии. Возникновение государственных образований, появление письменности у них произошло позднее, как и смена язычества христианством. Новгрудок, колыбель Литовского княжества и, соответственно, Великого княжества Литовского, также находился на балтско-жмудской территории.

Началась экспансия. Где путём военной интервенции, где угрозами, где посулами литовские князья подчинили себе значительную часть земель Руси. С населением произошёл любопытный микс.

Верхушка общества, литовская в своей основе, пополнилась местной знатью. Балты сохранили свой язык, жемайтско-аукшайтский, и освоили русский, ставший на какое-то время государственным. Произошло и генетическое смешение. Это у дам из шляхетских семей адюльтер считался греховным, а если молодому паничу задрать юбку зазевавшейся селянке или дворовой девке – очень даже простительно. Полезно для улучшения породы «благородными кровями». Поэтому у современных белорусов присутствуют хромосомы и от балтов, и от восточных славян. Чего больше – не знаю, точных данных не нашёл.

Всё бы ничего, если бы не многовековая агрессивная политика литовских князей, средневековый дранг нах остен в духе фюрера. Татары обкладывали данью, не навязывая свою администрацию, но литовцы предпочитали аннексию. Они столетиями муссировали вражду, в многочисленных сражениях убивали друг друга не только рыцари-витязи, закованные в латы, но и простые воины, происходящие из одного восточнославянского корня.

А Вильнюс? Гедемин перенёс сюда столицу ВКЛ. Когда княжество ещё было на подъёме. Потом Московская Русь объединилась, окрепла, литовские интервенты получили отпор.

К XVII веку в московских документах начало мелькать слово «белорусцы». В частности, Алексей Михайлович призывал своё воинство, уничтожая проклятую литовскую шляхту, не обижать «белорусцев», т.е. простое население ВКЛ. Что любопытно, соответствия между «белорусцами» и будущими белорусами не просматривается. К примеру, «белорусцем» именуется Богдан Хмельницкий: «чтоб государь на вечном миру крест целовал и Хмельницкого и иных белорусцов никого не принимал». Иными словами, речь идёт о населении ВКЛ на территории, значительно превышающей ту, где в XIX веке сформировался наш народ.

Страх возмездия за злодеяния литовской военщины в княжествах Руси, которые не удалось захватить и присоединить, толкнул виленские власти в объятия Королевства Польского. Литовский Вильно/Вильнюс стал превращаться в польский город. Православная церковь была запрещена, её место заняла униатская католическая и классическая католическая. Русский язык ВКЛ выведен из официального обращения, вытеснен польским и латынью.

После разделов Речи Посполитой Вильнюс присоединяется к Российской Империи. Он уже побывал литовским, польским… Только вот не белорусским, увы.

В годы российского владычества проводятся переписи населения, указывается национальная принадлежность. Однако в тот период времени национальность приравнивалась к вероисповеданию. Например, в качестве евреев засчитывались только иудеи. Понятно, что в XIX веке славяне не стремились принять иудаизм, но выкресты среди евреев попадались. Аналогичная, а то и большая путаница произошла со славянами. Оставшиеся в католицизме записывались поляками. Униаты, обращённые в православие на бывших польских территориях, считались белорусами, причём не отдельной нацией, а частью русского триединства наряду с великороссами и малороссами. Даже язык не особо принимался во внимание.

Только тогда, с 1840-х годов, после церковной реформы на западе Империи и принудительного обрусения, начал выкристаллизовываться белорусский народ как отдельная общность, обрастать отличительными признаками.

На оппозиционных ресурсах иногда можно встретить глупость такого порядка: «Многие литвины, опасаясь полного национального уничтожения и превращения в русских, приняли именно это самоназвание – белорусы».

Гы-гы три раза. Белорусы – это российское название подданных с западных земель, от старой российской границы до бывших польских коронных.

И так, белорусы XIX века, на самом деле, – это потомки восточных славян с многочисленными примесями, возникшими вследствие подчинения литовцам, полякам и другим гегемонам, подвергшиеся последовательно литвинизации, полонизации и обрусению с добровольно-принудительным обращением из католицизма в православие.

Вильнюс входил в этническую нишу, где многострадальный народ претерпевал очередные изменения. Но он также входил и в сферу жмудского влияния.

Сторонники «белорусского Вильнюса» часто указывают на деятельность выдающихся представителей нашего национального движения, «Нашу Ниву» и т.д. Но здесь многое что родилось. И литовское национальное возрождение бурлило не меньше, а встрепенулось оно раньше, причём литовцам было что возрождать. Белорусы, только формировавшаяся и очень молодая нация, находились в трудном положении. Кстати, в Вильнюсе началось и еврейское марксистское движение Бунд, что вряд ли даёт право считать этот город еврейским.

После литовского, польского и российско-имперского периодов наступил короткий немецкий в годы кайзеровской оккупации, причём немцы с определённой лояльностью относились к идее государственной независимости Литвы, в отличие от клоунады с БНР. Короткий советский период тоже не даёт считать Вильнюс белорусским – в псевдогосударстве Литбел «контрольный пакет акций» удерживали литовцы.

Очень любопытен короткий интервал между захватом Вильнюса частями Красной Армии в 1939 году и передачей Литве Виленской области 10 октября того же 1939 года. Белорусские националисты в один голос вопят о передаче Виленской области из БССР Литве без согласия властей и народа Беларуси… Но я не нашёл ни единого документа, свидетельствовавшего, что Виленская область включалась в состав БССР.

Судите сами. Закон СССР «О включении Западной Белоруссии в состав Союза Советских Социалистических Республик с воссоединением её с Белорусской Советской Социалистической Республикой» принят 2 ноября 1939 года. То есть через три недели после введения в Вильнюс литовских войск. До этого момента просто не существовало правового основания что-либо прирезать или отрезать от Беларуси из добытых во время «освободительного похода» территориальных трофеев.

Пусть никого не смущают слова «Виленская область». Это – не область БССР. Желающие вправе лично прочитать протокол к пакту Молотова-Риббентропа в русской версии, Виленские земли в протоколе называется именно так.

Западная Белоруссия присоединена к БССР уже после отчуждения Вильнюса.
В общем, Вильно/Вильнюс за все столетия ни минуты не был белорусским городом.
Но мог им стать, если бы после объявления о восстановлении государственного суверенитета Литвы в 1990 году Михаил Горбачёв и прочее импотентное советское руководство не играли в бирюльки с «обновлённым Союзом», а признали очевидное и поставили условие, подтверждённое танками: выходите из СССР, но в пределах территории до 10 октября 1939 года, подарки положьте назад… Автор «перестройки» и «ускорения» на подобное оказался не способен. Теперь время упущено навсегда, может – и к лучшему, благодаря такому развитию событий на северо-западе Беларуси нет источника этнической напряжённости.

Мы не потеряли Вильнюс, потому что никогда не имели на него никаких прав. Можно сожалеть о нескольких районах, переданных Литве из состава БССР, но половина Гродненской области – исконно жмудские, балтские земли, откуда пошло их ВКЛ. Так что не нужно гневить Бога и проклинать историческую несправедливость, в территориальном плане нам повезло. Нужно только воспользоваться везением и историческим шансом…

И нужно уважать соседей, в том числе литовских, не оспаривая их права на собственную историю. Средневековые конфликты – далеко в глубине столетий. Пытаться строить современные отношения, оперируя аргументами времён ВКЛ, контрпродуктивно, глупо и недальновидно. Впрочем, иного у белорусской националистической оппозиции в активе не появилось.

Анатолий Матвиенко

Дата публикации: 6 мая 2019