Возить из-за кордона будем меньше. Это произойдет с 1 января 2019 года

Возить из-за кордона будем меньше. Это произойдет с 1 января 2019 года 

Совет Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) установил новые правила ввоза товаров физическими лицами в страны Евразийского экономического союза, сообщили БЕЛТА в пресс-службе ЕЭК. Весь 2018 год будут действовать существующие нормы — беспошлинно можно будет ввозить товары общей суммой не более 1,5 тыс. евро и весом до 50 кг. С января 2019 года лимиты снизятся до 1 тыс. евро и 50 кг соответственно, а с 1 января 2020 года — до 750 евро и 35 кг. С 1 января 2021 года из-за границы можно будет беспошлинно привезти товары на сумму, не превышающую 500 евро, и весом не более 25 кг.

Сегодня Государственный таможенный комитет провел видео-пресс-конференцию с участием своих региональных представительств и заинтересованных СМИ. Первый заместитель председателя ГТК Владимир Орловский познакомил всех с основными новшествами Таможенного кодекса ЕАЭС, а также ответил на насущные вопросы прессы. Приводим ключевые выдержки.

Что это такое? 

Таможенный кодекс ЕАЭС (ТК ЕАЭС) — это документ, под которым подписались таможенные службы Беларуси, России, Казахстана, Кыргызстана и Армении. Работа над ним велась с 2013 года, а с 1 января 2018-го ТК должен вступить в силу. «Должен», поскольку Кыргызстан и Армения пока не ратифицировали документ. Однако, по словам Владимира Орловского, никаких предпосылок к изменению сроков вступления в силу нет — это чисто технический момент. К слову, по сообщениям армянских СМИ, президент Армении Серж Саргсян подписал закон о ратификации Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза 15 декабря.

ТК ЕАЭС унифицирует работу таможенных служб всех стран, входящих в Евразийский экономический союз. «Это стратегически важный документ, который будет способствовать дальнейшей интеграции и раскрытию экономического потенциала ЕАЭС. В новый кодекс были кодифицированы около 20 международных договоров. Около шести лет в них пытались вносить какие-то изменения, но это не всегда получалось. Новый документ отличается от ныне существующего Таможенного кодекса, в нем все положения и нормы приведены в соответствие с нормами и положениями, прописанными в «Договоре о ЕАЭС», — отметил Владимир Орловский.

Чем это грозит? 

Новый ТК предусматривает ряд послаблений и новшеств для международных перевозчиков. Акцент сделан на электронном и предварительном декларировании товаров. «Декларант может подать декларацию не только до ввоза товара, но и до прибытия в таможенный пункт. Унифицирован и упрощен порядок декларирования товаров, перемещаемых в разобранном виде. Также закреплена возможность неполного декларирования товаров, если у декларанта отсутствуют какие-то сведения о нем. Расширено применение выпуска товаров с последующим контролем за их классификацией, происхождением и наличием льгот», — подчеркнул некоторые из нововведений Владимир Орловский.

По словам зампреда ГТК, будут до минимума сокращены основания в отказе в выпуске товара. Сроки выпуска товаров будут уменьшены с одного рабочего дня до четырех часов. С 12 до 7 сокращено количество форм таможенного контроля. Будет развиваться система посттаможенного контроля. В новый ТК включены положения о СТЗ (свободной таможенной зоне) и таможенных складах. Пересмотрено освобождение от уплаты таможенных платежей за товары временного ввоза: сегодня освобождение действует только на территории, где оформлен товар, а по новому ТК их можно использовать на всей территории ЕАЭС.

Еще одним новшеством станет подача электронного документа. Упрощается и порядок предоставления сведений о грузах: перевозчик станет вправе заявлять их самостоятельно, в свободной форме, не дожидаясь документов от отправителя. «Это особенно актуально ночью или в выходные дни, — замечает Владимир Орловский. — Ведь сегодня, если каких-то сведений не хватает, мы ждем их от отправителя и не оформляем товар. Но если перевозчик имеет необходимую информацию, то он с января сможет ее заявить самостоятельно». Нововведения коснутся и уполномоченных экономических операторов, которым дается ряд послаблений, однако для этого в 2018 году придется пройти процедуру перерегистрации. Сроки ее несколько увеличатся, поскольку «одобрямс» придется получать в пяти странах. Однако, согласно ТК, максимальный срок не превысит 180 дней.

Нормы ввоза для физлиц станут меньше? 

Акцент на пресс-конференции был сделан в сторону юридических лиц (перевозчиков), но журналистов интересовали и новшества, касающиеся физлиц. В частности, слухи о том, что по новому ТК изменятся нормы ввоза товаров для личного пользования из Евросоюза в ЕАЭС. Владимир Орловский отказался назвать конкретные цифры, однако заметил, что нормы будут снижены.

«Если раньше эти нормы устанавливались отдельными соглашениями, то теперь они кодифицированы в ТК. Однако в новом кодексе не прописаны конкретные цифры, а ТК дает компетенцию ЕЭК (Евразийская экономическая комиссия. — Авт.) на установление этих норм. Разработан проект решения, в котором есть конкретные цифры. Вчера было заседание Комиссии, и этот проект с большего был согласован. Сегодня его должны направить всем сторонам. Как только проект подпишут, он станет официальным документом, и мы сможем внести поправки в наше законодательство. Какими будут эти нормы, я пока сказать не могу. Мы знаем, какие цифры обозначила ЕЭК. Это будет поэтапное снижение всех норм, от почтовых отправлений до ввоза товаров наземным транспортом. Максимальные нормы, заложенные в проекте, снижаются от нынешних 1500 евро и 50 кг до 1000-750 евро и 35-20 кг. Это будут максимумы. В национальном законодательстве мы можем прописать еще меньшие нормы, у нас есть такая возможность. Но пока не принято решение ЕЭК, мы не можем принимать и решения на уровне национального законодательства», — сказал Владимир Орловский.

UPD. Как позже стало известно, в концепцию поэтапного снижения лимитов попали и товары, доставка которых покупателю из-за рубежа осуществляется посредством международных почтовых отправлений или перевозчиком, в том числе покупки в зарубежных интернет-магазинах.

Согласно решению Совета ЕЭК, с 1 января 2018 года установлен лимит на такие товары в 1 тыс. евро и 31 кг в течение одного календарного месяца. «Изменения не коснулись товаров, ввозимых на территорию ЕАЭС в сопровождаемом багаже авиатранспортом, — подчеркнули в ЕЭК. — Путешествуя самолетом, беспошлинно привезти с собой из-за рубежа по-прежнему можно будет покупки на сумму до 10 тыс. евро и весом не более 50 кг».

«Duty Free» появятся и на въезде в Беларусь? 

Да. Но только в аэро- и морских портах (коих в Беларуси нет, но почему бы не создать международный порт в Бресте после реконструкции водного пути Е40?). Как отметил Владимир Орловский, ТК ЕАЭС предусматривает возможность открывать магазины беспошлинной торговли на въезде в нашу страну. «Единственным ограничением станет норма продажи алкоголя. Если в Беларусь можно ввозить 3 литра, значит, человек не сможет на въезде купить больше трех литров алкоголя. На выезде же можно покупать без ограничений», — отметил зампредседателя ГТК.

В РПТО Брестчины могут появиться отдельные каналы для электронных декларантов 

Электронное декларирование — одно из основных развивающихся направлений работы ГТК. Для физических лиц опция уже действует: заполнить декларацию можно на сайте таможенного комитета. Однако, по словам Владимира Орловского, этой функцией белорусы пользуются нечасто. «Хотелось бы, чтобы и физлица, которые часто пересекают границу и возят товары, пользовались электронной пассажирской декларацией. Это хорошо и для них, и для таможни. Ведь мы можем быстрее обработать информацию. В некоторых пунктах пропуска, например, в «Брузгах», мы уже выделили отдельные каналы для тех, кто следует с электронной пассажирской декларацией или, к примеру, ввозит автомобиль. В Брестской и Гродненской областях можно развивать этот опыт. Если будет спрос, мы можем даже оставить лишь один канал для бумажных деклараций, а остальное отвести под электронные», — сказал Владимир Орловский.

Дата публикации: 18 декабря 2017