Пути решения конфликта интересов

На сайте Совета по развитию предпринимательства появилась информация о том, что состоялась встреча по рассмотрению результатов исследования проблемных вопросов в сфере автомобильных перевозок пассажиров и предложений по их решению, подготовленных рабочей группой.

Сообщается, что на встрече достигнуты договоренности по выработке и продвижению инициатив, направленных на фор­мирование нормативно-правовой среды, максимально учитывающей интересы субъектов различных форм собственности и размеров, обеспечивающей прозрачные и конкурентные условия деятельности. Кроме того, обсуждены перспективы консолидации участников данного сектора рынка, выработки и внедрения механизмов саморегулирования их деятельности.

Что стоит за столь лаконичным сообщением?

Напомним, что рабочей группе, созданной 22.03.2018 г., поручалось внести в правительство предложения по урегулированию конфликтной ситуации, сложившейся на рынке пассажирских перевозок в междугороднем сообщении после вступления в силу поправок в Закон от 14.08.2007 № 278-З «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках».

На сайте бизнес-союза предпринимателей и нанимателей имени М.С. Кунявского сообщается, что рабочая группа разработала два сценария – оба предполагают введение переходного периода, во время которого на рынок перевозок можно выходить вне конкурса.

Первый сценарий, разработанный на основе предложений нерегулярных перевозчиков, предполагает полную отмену конкурсной системы распределения маршрутов и переход на уведомительный принцип работы перевозчиков. Планируется установить двухлетний переходный период, в течение которого нерегулярные перевозки смогут работать по «старым» правилам, действовавшим до вступления в силу с 23.01.2018 г. Закона от 17.07.2017 № 50-З, которым внесены изменения в Закон «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках». По окончании этого периода вход на рынок предложено организовать по набору критериев к автомобилям и водительскому составу перевозчиков.

Предлагается также узаконить действие диспетчерских служб, ранее работавших в нерегулярном сообщении, по аналогии со службами такси. А также демонополизировать рынок операторов пассажирских перевозок, предоставив возможность создавать частных операторов. Кроме того, предложено разработать упрощенные условия открытия новых терминалов и автостанций.

Представители нерегулярных перевозчиков считают, что названные меры позволят им максимально быстро интегрироваться в правовое поле, регулирующее рынок перевозок пассажиров в регулярном сообщении. На рынке будет сохраняться профицит предложения, что обеспечит высокую конкуренцию в интересах потребителей услуг. Количество рабочих мест в отрасли сохранится и даже увеличится, а пассажирские перевозки останутся привлекательной сферой для инвестиций.

По мнению регулярных перевозчиков, реализация указанного сценария ущемляет их интересы, может отрицательно повлиять на их финансовое состояние, в т.ч. привести к нарушению устойчивости взаиморасчетов по кредитным и лизинговым платежам. Деятельность регулярных перевозчиков может сузиться, что грозит сокращением рабочих мест.

В основу второго сценария легли предложения регулярных перевозчиков. Предполагается сохранить конкурсную систему при распределении мар­шрутов и пересмотреть ее правила для обеспечения максимальной безопасности перевозок, а также разработать и утвердить Положение об операторе автомобильных перевозок пассажиров, передать действующие терминалы от перевозчика операторам пассажирских перевозок, урегулировать работу интернет-­ресурсов по поиску попутчиков, чтобы исключить возможность возврата к нерегулируемому рынку перевозок. В числе предложений – внесение в КоАП нормы, позволяющей привлекать недобросовестных перевозчиков по ст. 12.7 «Незаконная предпринимательская деятельность», усиление внеплановых проверок Минтрансом и др.

Вместе с тем второй сценарий также предполагает установление переходного периода на 6–12 месяцев, в течение которого перевозки можно осуществлять без проведения конкурса.

По мнению нерегулярных перевозчиков, имеющих намерение стать регулярными, реализация данного сценария ничего не изменит на рынке пассажирских перевозок и усугубит и так тяжелую ситуацию. Уже в ближайшей перспективе часть перевозчиков, занятых в нерегулярном сообщении, уйдет в лучшем случае в такси, в худшем – в теневой бизнес. Все это может привести к сокращению рабочих мест, пассажиропотока и поступлений в бюджет.

В настоящий момент руководство Совета по развитию предпринимательства анализирует подготовленные рабочей группой предложения, чтобы внести обобщенное предложение по урегулированию ситуации в Совмин.

«Мы видим определенный конфликт интересов между представителями секторов регулярных и нерегулярных пассажирских перевозок. Сейчас пробуем найти компромисс, чтобы прежде всего сохранить конкурентную среду на пассажирском транспорте, что является обязательным условием для здорового развития отрасли», – прокомментировала работу над предложениями руководитель рабочей группы, сопредседатель и директор БСПН им. М.С. Кунявского Жанна Тарасевич.

СПРАВКА «ЭГ». В состав рабочей группы входит 21 человек, включая представителей Минтранса и МАРТ, субъектов хозяйствования, оказывающих услуги по перевозке пассажиров в регулярном и нерегулярном сообщении, бизнес-сообщества.

Автор публикации: Анна ФЕДОРОВА


Источник информации: https://neg.by/novosti/

Дата публикации: 8 мая 2018