Брестский начальник ГАИ ушёл красиво! Респект!

Сергей Талатай: «Я продолжу работать на благо Бреста»

В «интервью напоследок» есть какая-то своя особенность. Окончание любого пройденного этапа жизни – повод выдохнуть, оглянуться, подвести итоги и двигаться дальше. В случае с экс-руководителем областной Госавтоинспекции Сергеем Талатаем это не совсем верный постулат. Сергей Валерьевич взбудоражил брестские порталы неожиданным уходом с высокого поста неделей ранее. Однако он не поставил в своей работе точку и на выдох почти не имел времени. Это лишь запятая и новый вдох перед началом нового этапа, в новом качестве, но практически с той же задачей – сделать Брест удобным и комфортным для всех. Подведения итогов, однако, было не избежать. С них мой собеседник и начал, не дожидаясь наводящих вопросов…

«Нужно уметь уйти достойно»

– За три отчетных года моей работы мы свели количество погибших в Бресте к отметке в пять человек, – констатирует главный итог Сергей Валерьевич. – Благодаря инженерным решениям, которые вы все видите и которые принимались людьми неоднозначно. Но сегодня Брест – самый безопасный областной центр в республике. Пять погибших – такого не было в истории. В год гибли по 25 человек, а когда я приходил на эту должность, цифра была на отметке 14 смертей. По области этот показатель мы тоже снизили: со 114 погибших до 66-ти в 2016-м и 79-ти в 2017-м. Количество ДТП снизилось, стало меньше аварий с пьяными водителями. Наверное, некорректно оценивать эту работу именно мне – пусть люди оценивают. Да, были моменты, которые и темным пятном легли на ГАИ – мы это тоже помним. Но мы предпринимали массу шагов, чтобы стать лучше. Получилось ли – пусть решают сами брестчане.

На фоне статистически успешной работы ваш уход с должности выглядит довольно неожиданно. Расскажете о причинах?

– Никакой неожиданности для знающих людей не было. Это решение вызревало не один год. Я воспользовался своим законным правом уйти в отставку по достижению срока выслуги. Людей будоражит стереотип, что якобы с таких должностей сами не уходят, должен, мол, быть какой-то «залет». Но я могу ответственно заявить: никаких проблем у меня на работе не было. Пресловутый детектор я прошел, со стороны контролирующих служб и властей к нам никаких претензий не было – брестская ГАИ на хорошем счету. И я считаю, это мастерство – уйти на пике, уйти достойно. Неужели обязательно нужно повторять поступки известных спортсменов, боксеров, которые могли уйти непобежденными, но оставались и в итоге проигрывали бой?

Я свой бой проиграть не боялся, но для профессионального роста выбрал именно такой путь. И дальше буду заниматься тем, чем занимался и ранее – работать на благо города. У меня был предметный разговор с ответственными людями, где были определены мои дальнейшие роли в развитии транспортной инфраструктуры города и области. Нам выпало большое счастье по реализации проекта «Symbio City». Я остаюсь руководителем группы мобильности этого проекта и буду курировать все вопросы, касающиеся развития общественного и личного транспорта, велосипедного движения и других моментов.

С какими эмоциями уходите из ГАИ?

– Не с легким сердцем. Не хотел бы об этом говорить. Я всю жизнь отдал этой службе и буду ей предан и дальше. Тяжело покидать родной коллектив, тяжело мыслить по-другому. Но это решение нужно было принять, чтобы дальше развиваться.

Развиваться с учетом ранее выдвинутых инициатив?

– Да. Я уже обозначил проект «Symbio City». В ближайшие месяц-два необходимо написать основной документ – план по развитию устойчивой мобильности города. Этот документ потребует больших усилий, причем не только философствований на тему, но и практических обоснований. Придется походить по городу с секундомером и другими приборами, все шаги просчитать. Продолжится работу по реорганизации дорожного движения, только я вместе со своей командой буду выполнять уже консалтинговую функцию. Нужно будет решить вопрос – мы просчитаем, предложим решение. Причем не всегда за деньги, ведь это больше социальный проект. Будем обучать инженеров, развивать интеллектуальную систему управления. Эта тема долгоиграющая, в нее нужно вникать, обучаться, чтобы внедрить это все в Бресте. Впереди еще много работы. И теперь, когда у меня не будет ведомственной загрузки, я смогу в большей степени заниматься инжинирингом, более углубленно изучать эти вопросы. В этом еще одна причина моего ухода – станет больше времени для науки и реализации своих идей и проектов.

Взглянуть на проблемы с другой стороны

Эти проекты и идеи не встречают препятствий на верхах власти?

– Нет, с каждым годом их продвигать все легче. Тот же проект «Symbio City» научил людей власть имущих по другому смотреть на проблемы, существующие в городе. Раньше решение могло приниматься на бытовом и эмоциональном уровне. Вот, скажем, как убрать пробку на перекрестке? Правильно, «нарезать» еще одну полосу – и пробка уберется. Но сейчас все понимают, что это крайняя мера. И никто больше ничего резать не будет. Мы не создаем город только для автомобилей, мы создаем город для людей. И воровать у них территорию мы не будем. Говорю «мы», потому что считаю себя «человеком государевым», который радеет за идеи и делает все для людей. А людей сегодня нужно переформатировать под эти новые идеи – это тоже большая работа. Пугать переменами никого не хотим, ничего сложного и страшного тут нет. Сейчас главное – написать программу развития, утвердить ее на всех этажах власти, сделать ее императивной и выполнять.

А была ли у вас в должности начальника ГАИ такая инициатива или решение, о котором вы потом пожалели? Или поняли, что можно было сделать иначе?

– Что касается инжиниринга, то тут явных провалов не было. Понятно, что мы тоже ошибались, ведь шли по непроторенному пути. Но очень оперативно реагировали на ошибки и устраняли все нюансы. И еще огромная масса работы у ГАИ впереди. Это и велодвижение, и категорирование улиц. У нас сегодня все перемешано, а должно быть четко понятно: эта улица условной категории «А», эта – «В», эта – «С». Скажем, у нас сегодня нет скоростных транспортных артерий без нерегулируемых пешеходных переходов, примыканий и разворотных полос. Это все требует изучения. Если мы в будущем определимся, каким и где должен быть центр Бреста, то там, к примеру, можно сделать безопасную зону с ограничением скорости в 30 км/ч, убрать парковочное пространство, разрешить там ездить велосипедистам и т.д. На словах просто, но это титанический труд – все просчитать, учесть все недостатки, доказать там, наверху, что это необходимо сделать несмотря на все финансовые трудности. Но эту работу нужно проводить, иначе город задохнется.

«Решение о проверке на полиграфе было правильным»

Все эти решения в вашу бытность руководителем ГАИ всегда воспринимались в штыки. Как справлялись с критикой?

– Когда я прощался с коллективом, я поблагодарил личный состав за те знания, которые они мне дали. Один философ сказал, что самое большое счастье – это когда твое увлечение становится твоей работой. Я благодарен за критику, которая сделала меня сильнее. Особенно за критику необоснованную. Я никогда не читал комментариев на различных порталах, но в двух словах знаю все эти выдумки, которые ходят про Талатая в сети. Это просто надменное желание меня укусить, плюнуть вдогонку, очернить имя. Но мне нечего бояться и скрывать. Поэтому и за критику я говорю спасибо. Она показала мне людей, которые меня в любой ситуации поддерживали, говорили «Валерьевич, держись, не думай об этом». И это помогало двигаться вперед. Дружба и любовь сделали мое сердце живым, не каменным.

Как считаете, нашумевшая «чистка» в рядах ГАИ с использованием полиграфа была необходимой? И дала ли она какие-то плоды для размышления?

– Мое личное мнение – это было правильное решение. Я это поддерживаю. Не будем вдаваться в тонкости применения этой системы, но я прошел его и точно знаю – там люди говорят правду. Там можно узнать такие вещи из головы! И это действительно серьезный регулятор внутри системы правоохранительных органов. Поэтому решение министра Шуневича в свое время было правильным.

«Не важно, кто был за рулем – начальник УВД или рабочий. Нарушил – отвечай»

Набили оскомину в интернете и резонансные аварии. Вспомнить хотя бы еще незаконченную историю на ул. 28-го Июля. Как считаете, с помощью чего можно побороть столь безрассудное поведение на дороге? Что поменять?

– На этот вопрос можно отвечать очень долго. Если тезисно – нужно перестать заниматься либерализмом. Надо вычленять подобные факты циничного и явного игнорирования постулатов безопасности и влиять на них не беседами! Не лекциями, а конкретными регуляторами. Чтобы люди не боялись потерять какие-то деньги, заплатив огромный штраф, а боялись в принципе совершать подобные деяния. Это базис в создании правового автобильного общества. Оно всегда делилось на две категории. Первая – правовые хулиганы, на которых вряд ли можно повлиять словом. С ними нужно работать конкретно и «больно». Эта категория была небольшой. Вторая категория – правовое общество, живущее по закону. И когда ГАИ попыталась использовать более либеральный подход, это обнажило латентных хулиганов в этой второй категории. Перетекание из одного «сосуда» в другой произошло очень быстро. У людей сегодня превышение скорости входит в привычку, как только исчезает регулятор – сотрудник ГАИ.

Нужны законодательные изменения. Не только в КоАП и ПИКоАП, но и в ГОСТах, СНиПах и стандартах. Нужно узаконить проекты различных инженерных решений и применять их. Те же искривления полос для движения, выделенные островки безопасности – все это сегодня внедряется в порядке эксперимента.

Необходимо также снять с сотрудников ГАИ часть несвойственных функций. Например, в вопросе с неправильной парковкой и эвакуацией автомобиля. В цивилизованном мире для этого существуют отдельные парковочные службы. Увидел ее сотрудник нарушение, выписал тут же квитанцию, положил под «дворники» и пошел дальше. Не заплатит водитель – тут есть свои регуляторы: изъятие госномеров, блокировка колес, эвакуация машины.

Самое удивительное, что все это наши водители знают и понимают. Мы живем на границе, многие регулярно ездят за рубеж. И там почему-то не «качают права», ведут себя на дороге цивилизованно. Не спрашивают полицейского о причине остановки. Ближний свет включают, пристегиваются, детей в специальных креслах перевозят, всегда при себе страховка, аптечка. А дома почему-то начинают дискутировать на эту тему, заниматься юридическим словоблудием. Не надо этого делать. Нужно стремиться к тому, чтобы само общество стало отталкивать от себя правовых хулиганов.

А как в этом контексте выглядит репутация и социальный статус водителя? Есть мнение, что наличие некоторых «корочек» практически освобождает от ответственности…

– Честно: я даже не знаю, как убедить читателей в своем мнении. А оно таково: нет разницы, кто за рулем автомобиля. Начальник УВД, начальник ГАИ, представитель какого-нибудь исполкома или обычный рабочий – без разницы. Правовая система многоуровневая. Это все стереотипы того времени, когда, к примеру, следователи были закреплены за подразделениями МВД, в том числе в ГАИ был свой отдел. Тогда якобы считалось, что со своими, мол, договориться можно. Это не так. Посмотрите на дело Волковыцкого. Его задержали и освидетельствовали свои же сотрудники. Никто никого не укрывал. И получил он по максимуму. Но почему-то люди привыкли к особенному ажиотажу вокруг ДТП с участием сотрудников ГАИ. Таких случаев хватает и в других структурах. В аварии по своей вине попадали и спасатели, и следователи, и представители исполнительной власти. Нет ни одной структуры, где не было подобных случаев. Мы – тоже люди. Тоже можем ошибаться. Но поверьте: на слуху лишь малая часть. А сколько инспекторов было уволено в результате внутренних проверок? Это в СМИ проходило не всегда, но судебные процессы были громкие и за пьянку за рулем, и за взяточничество. Их не просто лишали званий и увольняли, а натурально сажали за решетку. Нам всем задавали подобные вопросы на том же полиграфе.

Насколько трудно было начинать каждый рабочий день с печальных сводок?

– Очень трудно. А сейчас не могу от этого отвыкнуть. Мы говорим о людских жизнях. Если что-то случалось, мы всегда узнавали первыми. И самое обидное – узнавать о той трагедии, которая произошла, пока ты спал. Поверьте, у меня телефон звонил почти каждую ночь. Где-то что-то случалось, нужно было принимать быстрые решения, кого поднимать по тревоге, куда отправлять, где прорыв, где погоня, где выставлять заграждения. В голове круглосуточно должна быть карта всех дорог области, всех районов. Сейчас телефон молчит – и это для меня непривычно.

Равняемся на Шанхай

Вы всегда говорили о том, что активно изучаете зарубежный опыт. И практически из каждой командировки сотрудники привозят новые знания. Из последнего – какие возможные новшества вас впечатлили?

– Из последнего очень понравились наработки китайского Шанхая. Там живет 24 миллиона человек, но в городе даже нет таких предпробковых состояний, как у нас на Московской в шесть вечера. Очень интересно развитие общественного транспорта, велошеринга. Мы, кстати, последний тоже планируем внедрить в Бресте, сделать сеть велопарковок вблизи университетов, общежитий и спорткомплексов, чтобы молодежь могла перемещаться между ними на велосипеде. У Шанхая можно перенять и опыт городских паркингов. В город нельзя въезжать на машине с нешанхайскими номерами, поэтому гости могут оставить авто на многоуровневой стоянке и купить билет на метро, который автоматически становится оплатой этой стоянки. Метро там ходит великолепно.

Хотелось бы внедрить в Бресте общественный транспорт по схеме LRT – легкое метро, или скоростной травмай, как в Варшаве или Праге. Это очень мобильный и тихий транспорт. Но это планы на более далекое будущее.

А вот, к примеру, реконструкция Кобринского путепровода – дело насущное. Помнится, вы были противником расширения этой артерии, но теперь с ней происходит именно это…

– Когда этот проект будет закончен полностью, будет лучше. Но до этого, с окончанием работ на самом путепроводе и его расширением до трех полос, временно будет хуже. По второй очереди проекта, которая сейчас разрабатывается, на проспекте Машерова будет за счет урезания зеленой зоны создана третья полоса для движения. Но не обычная. Она будет выделена конструктивно и предназначена только для движения общественного транспорта и маршрутных такси. Здесь также будут внедряться интеллектуальные светофоры, которые будут отдавать приоритет этому транспорту. Появится и конструктивно выделенная велодорожка на проезжей части. Таким образом на общественном транспорте и велосипеде передвигаться станет выгоднее.

К слову, по всему бульвару Космонавтов также будет проложена велодорожка – в рамках развития все того же велошеринга и проекта «Symbio City». Участок от ул. Пушкинской до ул. Орджоникидзе тоже будут реконструировать. Новой полосы не добавят – в этом нет практического смысла и транспортного перенапряжения. Но две хорошие полосы плюс велодорожку сделают точно.

«Мы перестали быть стукачами»

Вы не раз в интервью говорили о менталитете брестских водителей. За три года службы как оцените прогресс в этом направлении?

– Однозначно он стал только лучше. Стало меньше дорожных хулиганов. Ко мне приезжали друзья из Москвы, так они удивлялись: как мы так медленно ездим, не превышаем, не летаем между полосами. Приятно, что и сами люди стали ответственнее. Очень большая помощь идет от граждан. И это, подчеркну, перестало считаться стукачеством! Люди поняли, что не хотят соседствовать на дороге с каким-то пьяным дураком, не хотят, чтобы от него пострадали другие участники дорожного движения. Иногда их задерживают сами неравнодушные водители. Это проявление активной гражданской позиции. Многому научили и те же резонансные аварии – все увидели, к каким печальным последствиям может привести алкоголь и игнорирование ПДД.

Раскройте секрет: были отличия между начальником ГАИ Сергеем Талатаем за рулем и гражданским водителем Сергеем Талатаем?

– Нет. И в Гродно, и в Бресте отъездил много. За все свои ошибки платил – не было никаких скидок. Вы не представляете, насколько тяжело Сергею Талатаю ездить в городе. Это всегда повышенное внимание. Определенные блогеры даже устраивали слежку. Та история много резонанса вызвала. Да, признаю, мы тогда экспериментировали, отходили от установленных Правил… Это была служебная необходимость, мы действительно изучали возможности на перекрестках. Это нормально. Иногда и врачу приходится делать пациенту больно, чтобы спасти ему жизнь. Нас же за это принялись клеймить. Тогда по следам той истории нам устроили кучу проверок, проверили всю документацию, все записи. Ничего криминального не нашли. Но людям хотелось уцепиться за горячее…

Напоследок, какой совет дадите своему преемнику? И что пожелаете брестским автолюбителям?

– Своему преемнику я дам совет при личной встрече. А брестским водителям хочу пожелать держать марку самого безопасного города и самой прогрессивной области. Толерантнее относиться к нововведениям и не критиковать их огульно. Иногда интуитивно кажется, что белое – это белое, но на деле оказывается совсем не так. Критерий один – безопасность. Всем нам хочу пожелать сделать Брест городом, где транспорт и люди будут существовать в гармонии.

Спасибо, Сергей Валерьевич, за беседу, за плодотворное сотрудничество и удачи на новом посту!

Дата публикации: 13 января 2018