Об увиденном. В телевизионном споре истина не рождается

Новости Бреста

От перестроечного телевидения осталась у нас этакая отрыжка вроде дискуссионного клуба, где как будто бы в споре рождается истина. На ток-шоу на каналах соседней страны со стороны востока ныне чаще в споре рождается драка, и без нее шоу уже не шоу, а так — посиделки на завалинке. На отечественном телевидении всегда все цивилизованно, как у Высоцкого, — все культурненько и пристойненько, исключительная благодать.

Трудно предполагать, что споры могут быть яростными при обсуждении пенсионной реформы — темперамент спорщиков не тот. Но программы для молодежи по определению должны быть как минимум динамичными. На БТ-2 несколько раз в неделю выходит программа «ПИН_КОД». Передача живенькая, с приглашенными гостями, идет около часа, следовательно, времени для обсуждения проблемы достаточно. Отсмотрено три выпуска. Один был посвящен цирку и, в частности девушке-клоуну. Ну, цирка нам, как и героине известного фильма Калугиной, хватает в жизни. Другие передачи были действительно проблемными. Одна посвящалась редким экзотическим именам, которые современные родители дают своим детям. Конечно, время девочки Даздраперма (Да здравствует Первое мая) ушло, наверное, безвозвратно. Изаура тоже вряд ли снова войдет в моду. Но чудаков хватает и сегодня. Например, девушка с именем Орлега призналась, что по-дружески ее именуют то Орлюша, то Орлюня и, в общем, ее это вполне устраивает. Основной пафос передачи — главное друг друга любить, а уж имя…

Уж в передаче, посвященной контролю взрослых над общением детей в Сети, никак нельзя было обойтись без противоречий, без споров. Однако обошлось. Родители дружно выступали за тотальный контроль, правда, не акцентируя внимания на то, чего опасаются. Дети и подростки либо демонстрировали послушание, либо с улыбкой рассказывали, как ловко обводят своих пап и мам вокруг пальца. При этом беседы идут ровно, спокойно, усыпляюще. Но дискуссионная передача невозможна без конфликта.

На БТ-1 так же регулярно транслируется передача «Белорусское времечко». С когда-то дерзившим в России «Времечком», беспощадно и с сарказмом вскрывающим разгильдяйство и откровенное вредительство сильных мира сего, наш вариант не имеет ничего общего. Две просмотренные передачи исследовали насущные проблемы — налогообложение и строительство жилья. Трое ведущих по очереди зачитывали положения законодательства. На связь со студией выходили люди из глубинки и задавали какие-то вопросы, касающиеся их частных проблем. Ведущие им растолковывали. А мне хотелось бы, может, узнать, сколько налогов собрано и как они будут распределяться по статьям бюджета. Интересно было бы узнать, что для страны лучше — много-много небольших налогов от бедных белорусов или много от богатых.

Точно так же инструктивно и декларативно обсудили ведущие «Белорусского времечка» проблемы жилищного строительства в стране: не поставили ни одного важного для всех вопроса, а значит, не получили ни одного вразумительного ответа. Это напоминает выступление самодеятельных фольклорных ансамблей, где тетки в «каптурах и андараках» поют хоть и веселые, но протяжные песни, а хлопец с бубном держит ритм, чтоб голосистые певуньи не уехали из тональности и мелодии, но удерживались в формате концертного номера.

Иван ОРЛОВИЧ

Дата публикации: 21 января 2018