Начальник Брестской таможни: «Мы не почувствовали передышки»

В свое время с руководителем Брестской таможни автор лично познакомился на трибунах «Виктории», во время мини-футбольных баталий таможенной дружины «Меркурий». В канун запланированного интервью появился еще один спортивный повод для беседы: команда ведомства выиграла Кубок Беларуси по футзалу. Впрочем, и о буднях Брестской таможни забывать нельзя…
Новости Бреста

— «Меркурий» — это талисман Брестской таможни, — замечает Александр Пихун в продолжение темы. — Мы культивируем много видов спорта, но мини-футбол, футзал среди них занимают особое место. Вообще спорт, безусловно, объединяет коллектив, помогает поддерживать хорошую физическую форму. Но работа в этом направлении не так проста. В команде играют действующие сотрудники, работающие в разных пунктах таможенного оформления («Мокраны», «Варшавский мост» и др.). Собрать их на тренировки, найти возможности для аренды зала — очень непростая задача. Никаких послаблений или «льгот» по работе при этом нет. И в команде не может быть игроков, у которых есть проблемы или неудовлетворительные показатели по службе. Спорт — это дополнительная общественная нагрузка, и ребята это понимают. Многие из них имеют награды и на футбольном поле, и по результатам работы.

Вообще, мы давно прорабатывали идею создать футбольный клуб как отдельное общественное объединение. И мы ее в прошлом году реализовали. Конечно, было приятно присутствовать на трибунах, когда команда выиграла Кубок страны по футзалу. И я очень горд тем, что у нас есть такая команда — настоящий сплоченный коллектив, представляющий Государственный таможенный комитет Республики Беларусь.

Помимо взрослой команды таможня взяла под свою опеку и брестских школьников, для которых также проводятся турниры по мини-футболу…

— Да. Брест — очень футбольный город, здесь выросло много талантливых футболистов. И дети всегда увлекались этим видом спорта. В 2016 году мы выступили с инициативой проведения на осенних каникулах турнира «Кубок Меркурия». Честно говоря, такого эффекта не ожидали. Было много слов благодарности от администраций школ, от родителей. А у детей в глазах был огонек. Все это вдохновило нас на дальнейшее развитие такой идеи. В 2017 году количество участников увеличилось практически вдвое. Нас поддержали и местные власти. Знаю, что в плане городских мероприятий на 2018 год этот турнир уже значится. Мы выбрали верный путь, уделив внимание не только своей команде, но и подрастающему поколению.

«К изменениям Таможенного кодекса все были готовы»
Давайте обратимся к рабочим будням. Вот уж больше месяца прошло после вступления в силу нового Таможенного кодекса ЕАЭС. На границе что-то существенно изменилось?

— Вступление кодекса в силу с 1 января не стало препятствием для внешнеэкономической деятельности субъектов хозяйствования. Этому предшествовал очень длительный подготовительный процесс. Мы большую работу проводили на местах, консультируя представителей бизнеса. Каждое новшество активно обсуждалось. К этим изменениям все были готовы, и 1 января не стало каким-то барьером на пути движения товаров через границу ЕАЭС.

Замечу другое. Обычно в январе на границе относительно спокойно. Но в минувшем месяце мы не почувствовали передышки. Сразу после праздников трансграничное движение превысило уровень прошлого года.

Внедрение новых информационных технологий позволило значительно сократить время выпуска товаров на границе. Так, в соответствии с процедурой таможенного транзита около 70 % грузовых автомобилей выпускается в срок до 10 минут. А это в свою очередь сокращает общее время нахождения транспортных средств в пунктах пропуска. Мы постоянно работаем над улучшением данного показателя.

Брестская таможня сегодня — самая загруженная в стране?

— Одна из самых крупных — это точно. Больших по инфраструктуре и протяженности границы нет в Республике Беларусь. Гродненская таможня за счет присоединения Ошмянской тоже укрупнилась. И сегодня именно два западных региона, пожалуй, наиболее загруженные и с точки зрения пассажиропотока, и с точки зрения грузопотока. Можно ли говорить, какой из участков проще? Наверное, сравнивать некорректно. У каждого свои особенности. Равно как и у каждого таможенного пункта пропуска. «Варшавский мост», к примеру, чисто пассажирский, и он сейчас значительно перегружен. «Козловичи» — чисто грузовой, через него следует 90 % перевозок грузов от всего объема в зоне деятельности нашей таможни. А в Гродненской региональной таможне автодорожные пункты пропуска — грузопассажирские.

На границе — война технологий и психологий
Основные проблемы западных регионов всегда были связаны с контрабандой…

— Наша основная цель — противостоять незаконному перемещению товаров через границу ЕАЭС. Актуальность этой проблемы не снижается. И речь не столько про какие-то килограммы «сверх норм» товаров, а про тяжелые наркотики и оружие. Это действительно большая проблема. В прошлом году Брестской таможней было возбуждено 52 уголовных дела за незаконное перемещение и оборот наркотических средств. Изъято 290 кг наркотиков (гашиш, опий, кокаин, марихуана), более 550 г психотропов (в т.ч. особо опасный психотроп 4-СМС), 389 единиц оружия и боеприпасов.

Внедрение новых технических средств контроля существенно помогает

— Безусловно. Сегодня, с одной стороны, работать таможеннику сложнее. Для перевозки контрабанды используются новые машины, новые технологии, способы сокрытия товаров. Все идет в пику сотруднику таможни, который должен найти эту «контрабанду». Здесь на помощь приходят средства технического контроля, которые позволяют заглянуть в труднодоступные полости. Но и человеческую смекалку никто не отменял. Ведь именно человек отдает машине команды, что делать.

Граждане тоже в последние годы «применяли силу» — попытки «прорыва» границы и на нашей, и на польской стороне то и дело мелькали в новостях…

— Не назвал бы это большой проблемой — случаи единичные, просто резонанс широкий. Инфраструктура пунктов пропуска такова, что позволяет пресечь подобные деяния. И мы, и пограничники готовы к такому развитию событий. Каждый сотрудник таможни проинструктирован и знает, как поступать в подобных ситуациях. Исключить их полностью нельзя. А причина тут, скорее всего, одна — люди хотят уйти от ответственности, не совсем при этом понимая, к каким последствиям могут привести такие их действия.

«Дополнительные каналы на погранпереходах не помогут, пока не изменится вся инфраструктура»
Вы затронули вопрос перегруженности «Варшавского моста». Многие брестчане недоумевают по этому поводу: мол, почему бы не открыть еще один-два канала и спокойно всех пропустить?

— Люди часто так реагируют. Мол, если нет движения, значит, не работают таможенники или пограничники. Но я могу с полной ответственностью заявить, что образование очередей на границе — это не следствие плохой организации работы нашей или пограничной служб. Мы всегда реагируем на ситуацию в пункте пропуска. Основной причиной является инфраструктура. В свое время «Варшавский мост» закладывался на 2700 автомобилей в сутки в обоих направлениях. Сегодня через него проходит около 2000 машин в каждом направлении. Да, мы смогли ускорить таможенные процедуры. Но узкий мост с одной полосой в одну сторону сдерживает поток автомобилей. Еще один вопрос — прием сопредельной стороной. Сегодня об этом идут серьезные разговоры на самом высоком уровне. Планируется реконструкция моста через Западный Буг с расширением проезжей части. И это все будет. Но это вопрос не одного дня.

Поймите: у нас нет задачи усложнить людям прохождение границы. Мы сегодня активно направляем граждан в другие пункты пропуска на польском направлении — «Домачево», «Песчатку». Они так не загружены, как «Варшавский мост». Мне кажется, человеку, едущему за границу с туристической целью, гораздо проще сделать крюк в 40-60 км, но при этом сэкономить 5-6 часов на границе. Хотя тут каждый решает для себя, как ему удобнее. Но для нас насыщенность всех подразделений таможни облегчает работу и на основном направлении. И мы ведем большую профилактическую работу: объясняем, направляем, разъясняем тем, кто ездит через границу редко, на какие тонкости обратить внимание, чтобы не попасть в неприятную ситуацию. Ведь не секрет, что многие сложности при прохождении границы возникают именно из-за незнания.

«Чистка рядов ведется постоянно»
А как, на ваш взгляд, изменилась за последние лет 10 кадровая ситуация в таможне? И в 1990-х, и в начале 2000-х хватало различных неприятных историй, связанных с получением взяток, коррупцией…

— Нельзя сказать, что мы полностью искоренили это. «Чистка рядов» ведется всегда. Высокие требования предъявляются к кандидатам на службу в таможенные органы. Они проходят специальные процедуры проверок и собеседований. В случае служебной необходимости возможно использование полиграфа. Многим кандидатам нам приходится отказывать в приеме на службу из-за высоких критериев отбора. Сегодня мы не испытываем недостатка квалифицированных кадров. Нам приходится иногда расставаться с нерадивыми сотрудниками — этого мы не скрываем. Но большой проблемы нет. Сокращение таких негативных явлений стало возможным благодаря постоянной целенаправленной деятельности по контролю со стороны руководителей за работой подчиненных и созданию в коллективах атмосферы непримиримости к коррупционным проявлениям.

Важным элементом здесь остается институт наставничества, когда рядом с молодыми сотрудниками работают опытные коллеги, которые могут подсказать и помочь.

К слову, о результате. Что для вас как руководителя означает решение ГТК о признании Брестской таможни лучшей по итогам работы в 2017 году?

— Когда я пришел в 2015 году на эту должность, моей первой задачей было продолжить дело, начатое предшествующими руководителями, и приумножить достигнутые результаты. Сегодня я могу гордиться своим коллективом, ведь первой задачей было сплотить людей, не оставить их безучастными к работе таможни. Мы меняли технологии, разбирали любые негативные моменты.

Все обращения от граждан проходят через меня, каждая ситуация детально изучается и анализируется. Необходимо четко знать: оступились ли мы в том или ином месте, или же нашей вины нет. Так что сегодня коллектив у нас сплоченный, мы сами себе задали очень высокую планку. Признание со стороны ГТК говорит о том, что мы на верном пути. Но понимаем, что есть над чем работать и что улучшать.

Автор: ДМИТРИЙ ШИФЕРШТЕЙН
Источник: Вечерний Брест

Дата публикации: 20 февраля 2018