По итогам года я назвал бы несколько ключевых позиций, по которым ЖКХ привлекало особое внимание. Первая — это история, которая началась еще в прошлом году, а в этом дошла до своего логического завершения.
Речь идет о системе АИС «Расчет ЖКУ», которая родилась из прошлогоднего президентского указа N322 «О предоставлении безналичных жилищных субсидий», и о которой я периодически вспоминал в своих предыдущих колонках.
В двух словах. Мы адаптировались жить в условиях, когда государство, приняв новую концепцию, ушло от субсидирования объектов и решило заняться непосредственно финансированием физлиц — через дотации по коммунальным платежам. Идея, по сути, хорошая, но, как я ранее отмечал, она хороша для работы с арендным жильем, а не в условиях, когда государство имеет дело с 95% собственников. В результате за год для населения всей страны на безналичные субсидии было выделено BYN400 тыс.
В таких масштабах это абсолютно немного, а теперь представьте, сколько дополнительных средств ушло на административные расходы по внедрению и закреплению системы.
Второй момент — коррупционная составляющая в сфере ЖКХ. Ее можно без всяких сомнений ежегодно включать в топовые номинации в жилищно-коммунальной среды — этот год, естественно, исключением не стал. Все началось еще в январе с ареста известного бизнесмена Александра Кныровича, которого как раз обвиняют в противозаконном решении вопросов, хотя, как я опять-таки отмечал, без этого госмонополия под названием ЖКХ работать не будет. Заканчивается год соответствующе: по последней информации, заведены очередные 50 уголовных дел на работников из жилищно-коммунальной сферы. Я только не могу понять, почему не 47 или 49, а именно полтинник? Красивая цифра, видимо, должна если не привлечь внимание к проблеме, то хотя бы создать повод для похвалы рапортующих, а заодно напугать тех, кто потенциально может оказаться в следующем полтиннике заведенных уголовных дел.
Если подойти к вопросу без иронии, понимаешь, что коррупция — вещь системная, и избавиться от нее не получится ни у одного государства, но и вопрос масштаба никто не отменял. Каждый раз по итогам таких уголовных дел законодатель должен проводить анализ и предпринимать меры, не допускающие повторений, а у нас одна и та же пластинка ставится на протяжении многих лет. Уже первые отсидели за то, за что обвиняют последних.
Ну и третий момент, который также держит в напряжении последние годы, — тарифы на ЖКУ. Сколько раз уже обещали повышение до полной стоимости и столько же раз это отменяли. Если не ошибаюсь, уже два раза переносили начало несладкой жизни, которое по первоначальным расчетам планировалось на начало года. Судя по осторожным заявлениям главы государства, перехода на полную оплату ЖКУ вновь не произойдет. Мы-то знаем, почему этого не случится ни в 2018г., ни в 2019г. Тариф в нынешних реалиях — фундамент коммунальной составляющей, и если он рухнет, придется возводить новую систему, которая государству, привыкшему к тотальному контролю и монополии, не выгодно. Тариф — жвачка для собственника, возможность заработка и туман в глаза электората. При наличии тарифов мы никогда не узнаем реальной стоимости ЖКУ, потому что в том числе и поле для маневров достаточно широкое.
Всегда можно подшаманить в свою пользу и при этом остаться вроде бы как лояльным. Например, если наверху видят, что не вкладываются по каким-то показателям — жди манипуляций с тарифами, причем скорее всего косвенных. Устанавливаешь, допустим, норму потребления электроэнергии до какого-то количества киловатт — и все, что сверх, оплачивается по другим расценкам. А сокращение лимита на норму потребления можно рассматривать не иначе, как погашение своих убытков. Вроде бы мы и тариф вам дали, но вправе придумывать свои правила.
Причем обозначенные три момента (оплата, коррупция и тарифы), которые из года в год беспокоят собственников, в мировом масштабе можно сравнить с другой более известной триадой — проституцией, торговлей оружием и наркотиками: одно без другого в этой системе не работает. Например, в зависимости от тарифа, работает система расчета, и создаются условия для коррупции. Государству надо всерьез задуматься и начать оздоровление сферы с упразднения тарифов. Это такое же слабое звено, как проституция в упомянутой выше триаде: многие европейские политики считают, что если проституцию легализовать, исчезнет сокрытие доходов и с остальных нелегальных бизнесов. Так и в ЖКХ: отойди от тарифа — и сразу сузятся маневры для нечистоплотных поставщиков ЖКУ, платежи станут более прозрачными. Но у нас в приоритете сохранение завоеванных рубежей. В Древнем Риме говорили, что закон порождает бизнес, так и у нас законотворчество порождает кучу конфликтов, завязанных на интересах разных групп. Тот же указ N322 спровоцировал много споров, вызвал негативную реакцию со стороны собственников.
Снизить эскалацию напряжения помог бы активный рост товариществ собственников и ЖСПК: собственникам, объединенным в юрлица, проще отстаивать свои интересы, хотя в некоторых ситуациях, как с АИС «Расчет ЖКУ», они тоже оказались бессильны. Из тенденций последнего времени, связанных как раз с товариществами собственников, отметил бы сильно изменившийся гендерный баланс в среде председателей (это сильно заметно по нашим семинарам). Если раньше мужчин и женщин было примерно поровну, то после того, как были внесены изменения по требованиям к председателю (техническое образование, особенность согласования и т.д.), мужчин стало заметно больше. Это сильно оголило позиции, особенно в регионах, где председателями в домах нередко избирались женщины-педагоги. Возможно, ограничение по имеющемуся образованию, с одной стороны, верно, но это палка о двух концах. Техническое образование должно быть у инженера товарищества, председатель выполняет другие важные функции: он должен сам выбирать поставщиков ЖКУ, тем самым влияя на демонополизацию рынка. Но рынку, увы, это не нужно. Что и печалит больше всего.