ПОЧЕМУ ДЕТЯМ НУЖНО ЧИТАТЬ О ГРУСТНОМ И СТРАШНОМ?

В одном из эпизодов футуристического сериала «Черное зеркало» героиня – мама маленькой девочки – из соображений безопасности соглашается имплантировать в мозг дочери систему, которая не только позволяет отслеживать местонахождение и все происходящее с ребенком, но и «фильтровать входящий контент». То есть попросту блокировать пугающие изображения, кровь, насилие, случайно услышанную нецензурную брань и прочее «детям до 16».

Надеюсь, это не будет спойлером, если я скажу, что ничем хорошим дело не кончилось. В общем-то, технология эта, предсказанная сценаристами-визионерами, из не столь далекого будущего. Из благих намерений оградить, обезопасить ребенка от негатива, невротичные родители уже сегодня помещают детей в стерильный мир розовых пони, в котором все испытывают сплошь позитивные эмоции, и каждая история заканчивается хеппи-эндом.

Уже не первый год в интернете циркулируют разнообразные списки детских книг и фильмов, созданные инициативными группами «ответственных родителей», которые предлагается запретить.

Здесь и «Сказка о Золотом петушке», и «Том Сойер», и даже «Карлсон, который живет на крыше». Другие родительские комитеты и отдельные деятели предлагают не запрещать, а всего лишь отредактировать финал известных историй: например, в популярном приложении для планшетов Колобок вовсе не съеден лисой, а счастливо возвращается жить-поживать к деду с бабой.

Подъем движения за «стерилизацию» детской литературы начался после принятия в конце 2010 года Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», который поначалу вызвал немало шуток.

Только вот очень скоро всем стало не до смеха. Особенно досталось книгоиздателям: теперь при переиздании даже классических произведений издателям приходится вымарывать упоминания алкоголя, табака, брань, существенно цензурировать жестокие сцены и вообще все, что «может причинить вред здоровью и развитию» детей, какой бы размытой эта формулировка ни была.

А теперь представьте, что ребенок растет в этом уютном коконе, в искусственно созданной идеальной действительности, где никто не болеет, не умирает, добро всегда побеждает зло (и без того беззубое и не очень-то страшное), солнце светит не переставая, никто не совершает дурных поступков.

Что ж, рано или поздно это спродюсированное заботливыми родителями шоу Трумана закончится, и юный человек столкнется с реальностью, которая с описанной картиной не имеет ничего общего.

Другой негативный эффект такой стратегии воспитания: дети вырастают эмоционально ограниченными, в чем-то даже ущербными. Они не умеют сопереживать, имеют очень слабое представление о страдании, проявляют низкий уровень эмпатии. Они не плохие, нет. Просто эта часть личности у них совсем не тренирована.

✔ Мнение психолога

Анна Щербакова, кандидат педагогических наук, дефектолог высшей квалификационной категории, клинический психолог, профессор МГППУ считает, что уберегать детей нужно не от содержания, а от преждевременности, неверной формы подачи материала:

«Есть традиционная культура, которая в древних, отобранных буквально столетиями выкристаллизованных формах – в колыбельных, сказках и потешках – подает детям различные сложные темы. Старость, болезнь, смерть, конечность существования – все это в традиционных сказках дается в максимально щадящем и адаптированном для детской психики виде.

На мой взгляд, «стерилизация» детской литературы совершенно недопустима. Это попросту невротическое желание родителей оградить ребенка от переживаний.

Другое дело, что ребенок имеет разные образные системы в зависимости от своего возраста. Важно не опережать уровень развития ребенка, не погружать его в переживания, которые он не сможет осмыслить. Простые кумулятивные бытовые сказки подойдут для детей 3-4 лет, в 5-6 лет приходит время более сложных сюжетных сказок.

Авторские сказки – Гофман, Андерсен – это уже ближе к 7 годам, когда у детей появляется способность к рефлексии. Младшие подростки уже имеют определенный жизненный опыт и могут осмысливать довольно трагичные произведения – как та же «Поллианна».

Важно не оставлять ребенка с негативным переживанием один на один. Необходимо все проговаривать.

Именно поэтому так ценны традиции совместного семейного чтения – это очень защищающая форма знакомства со сложной литературой, потому что каждое переживание можно разделить и обсудить.

Принимая за данность, что мы не в раю живем, выпускать «стерильного» ребенка в эти «джунгли» просто страшно. Если мы хотим, чтобы наши дети адаптировались к реальности, нужно постепенно знакомить их в том числе с тяжелой частью жизни, уравновешивая это собственным позитивным взглядом на вещи».

✔ Вместе с другими мамами мы сделали подборку литературы, которая не только знакомит детей с печальными аспектами жизни, но и учит состраданию, заставляя задуматься о непростых вещах:

«Без семьи» – Гектор Мало
«Девочка из города» – Любовь Воронкова
«Король Матиуш Первый» – Януш Корчак
«Путешествие «Голубой стрелы» – Джанни Родари
«Белый пудель» – Александр Куприн
«Динка» – Валентина Осеева
«Девочка со спичками» – Ганс-Христиан Андерсен
«Гадкий утенок» – Ганс-Христиан Андерсен
«Дюймовочка» – Ганс-Христиан Андерсен
«Карлик-нос» – Вильгельм Гауф
«Принц и нищий» – Марк Твен
«Гарри Поттер», все книги серии – Джоан Роулинг
«Золушка» – Шарль Перро
«Дорога уходит вдаль…» – Александра Бруштейн
«Чучело» – Владимир Железников
«Отверженные» – Виктор Гюго
«Поллианна» – Элинор Портер
«Приключения Тома Сойера» – Марк Твен
«Удивительное путешествие кролика Эдварда» – Кейт ДиКамилло
«Приключения мышонка Десперо» – Кейт ДиКамилло
«Дети подземелья» – Владимир Короленко
«Гуттаперчевый мальчик» – Дмитрий Григорович
«Мальчик у Христа на елке» – Федор Достоевский
«Ванька» – Антон Чехов
«Лев и собачка» – Лев Толстой
«Маленькая принцесса» – Фрэнсис Бернетт
«Книжный вор» – Маркус Зусак
«Белый Бим Черное Ухо» – Гавриил Троепольский
«Братья Львиное Сердце» – Астрид Линдгрен
«Двойная Лоттхен» – Эрих Кестнер
«Хижина дяди Тома» – Гарриет Бичер-Стоу
«Оливер Твист» – Чарльз Диккенс
«Рождественская история» – Чарльз Диккенс
«Черная курица, или Подземные жители» – Антоний Погорельский
«Лоскутик и облако» – Софья Прокофьева
«Ночевала тучка золотая» – Анатолий Приставкин
«Пакс» – Сара Пеннипакер
«Томасина» – Пол Гэлликер
«Великолепная Гилли Хопкинс» – Кэтрин Патерсон

✔ Вопрос, который беспокоит многих родителей: не травмирует ли такая литература ребенка? Есть ли рекомендуемые «дозировки», чтобы ребенок не начал воспринимать мир в слишком мрачном свете?

Комментирует кандидат психологических наук, преподаватель Университета Флориды Алена Прихидько:

«По моему мнению, представления российских родителей о том, что может нанести ребенку психологическую травму, не совсем адекватны. Что мы, психологи, считаем психологической травмой? Это ситуация, которая превышает по интенсивности получаемого шока способность человека с ней справиться. То есть человек оказывает оглушен, ошеломлен, он замирает, стекленеет и замораживается.

Типичные травмирующие ситуации – это насилие: сексуальное, физическое или наблюдение за насилием. Травмой может стать утрата близкого, развод родителей, несчастный случай, серьезное медицинское вмешательство, стихийное бедствие.

То есть всякий раз это ситуации, которые сопряжены с действиями, сильно нарушающими благополучие человека. В случае с книгами общее мнение таково, что по-настоящему сюжеты книг редко кого могут травмировать. Это все-таки воображаемое нечто, которое происходит где-то с кем-то. Героев может быть жаль, очень, до слез – но это не травма.

Интересно, что в Америке очень распространено использование библиотерапии как раз для уже травмированных детей. Например, ребенку читают историю, в которой с кем-то приключилось несчастье. Например, с котиком: он жил прекрасно и счастливо, а потом случилась у него страшная беда (при этом не говорится, что это была за беда). Он перестал есть, спать, ему снились кошмары, у него болел животик.

Потом рассказывается о том, как ему кто-то помог: например, другой добрый котик в школе (имеется в виду психолог), и он стал снова жить хорошо. Такие книжки дают возможность детям себя соотнести с героем, они начинают говорить, идут на контакт, обсуждая те травмирующие ситуации, которые были в их жизни. Ведь очень часто дети, также как и взрослые, пережившие какое-то горе, об этом молчат. А травмы так и вовсе вытесняют.

Поэтому для детей, которые сами в жизни переживали тяжелые события, грустные книги могут стать ключом, открывающим ворота для того, чтоб ребенок эту боль из себя вынул.

✔ Еще один важный момент: одна и та же ситуация может для одного ребенка стать травмой, а для другого пройти совершенно незаметно. Дети отличаются по темпераменту, по природному уровню способности справляться со стрессом.

Та самая «антихрупкость», жизнестойкость – разная у всех детей, это зависит от массы факторов. Для одного ребенка развод родителей станет настолько травматичным, что он до старости будет держать на стенке фотографию счастливо улыбающихся мамы и папы, потому что он застрял в той ситуации, он ее не пережил. А кто-то, пережив это горе, будет радостно ездить домой к папе и к маме, понимать, что у каждого из них есть новые муж и жена, прекрасно себя чувствовать и даже получать удовольствие.

Я думаю, что родителям, когда они выбирают ребенку книги и тревожатся, важно мысленным взором окинуть реакции своего ребенка на разные новости. Как ваш ребенок реагирует, когда ему сообщают печальные новости? Начинает ли он избегать общения? Замирает ли в шоке обездвиженный? Или, напротив, становится гиперактивным?
Страшные сны, невеселые игры – все это сигналы эмоционального неблагополучия, и хорошо бы с этим разобраться, прежде чем добавлять новые переживания.

В остальных случаях стоит просто помнить о том, что родитель – это главный источник поддержки для ребенка. Если ребенок читает сложную книгу вместе с родителем или самостоятельно, но может сразу к родителю прийти, если при этом у взрослого будет спокойное лицо, и он заверит ребенка, что все будет хорошо, что он рядом – это моментально снижает вероятность любых негативных последствий.

Книгой нельзя вогнать в депрессию – можно погрузить в задумчивое состояние, когда ребенок размышляет, анализирует, сочувствует героям. Тогда цель родителя – эмоционально расшевелить ребенка и научить его сопереживать – достигнута. Главное, не торопиться, следить за реакциями ребенка.

И конечно, ребенок не будет думать, что мир это мрачное место только оттого, что он прочитал грустную книгу. Такое восприятие реальности возможно только в том случае, если он сам находится в темной и мрачной среде, где его бьют, над ним издеваются, а его родители являют собой худшую модель деструктивной привязанности. Если вы читаете эту заметку – скорее всего, это не ваш случай».

Автор: Надя Макоева

Дата публикации: 2 марта 2018