Нужно ли вводить уголовную ответственность за торговлю насваем?

Баловство или наркотик?

«Насвай за губой, в сердце покой». Это «мудрое» изречение принадлежит перу одного из распространителей табачного зелья. Оно размещено на страничке в соцсети «предпринимателя», который обещает «доставку по Минску за 15–20 минут» и даже оставляет личный номер телефона. Смело, не так ли?

Шарик насвая = 10 сигарет

Насвай – это некурительное табачное изделие, предназначенное для сосания, в составе которого обычно нет наркотических веществ. В курс дела вводит заве­дующая подростковым отделением Минского городского клинического наркологического диспансера Людмила Шпаковская:

– Его название связано с тем, что раньше для изготовления применяли растение нас. Сейчас основные компоненты – махорка или табак. Добавляют в смесь также гашеную известь, золу различных растений, верблюжий кизяк или куриный помет, иногда – масло, сухофрукты или приправы.

Чаще всего ребята пробуют насвай в попытке бросить курить, наивно полагая, что, перейдя с сигарет на закладки, сокращают потребление табака. Но это не так: одна закладка за губу или под язык приравнивается к 5-10 выкуренным сигаретам.

В нашей стране уже сотни потребителей насвая были поставлены на наркологический учет. Как правило, это подростки. Из-за того, что гранулы помещают за губу или под язык, табак сразу попадает в кровеносное русло, поэтому зависимость формируется в несколько раз быстрее, чем от обычных сигарет. Кроме того, существует опасность заражения вирусными гепатитами и даже развития рака губы и гортани. По данным Узбекистанского республиканского онкологического центра, более 80 процентов больных, страдающих раком ротовой полости и гортани, употребляли насвай.

Но, пожалуй, главная опасность кроется в том, что воздействие этого вещества на нервную систему можно сравнить с эффектом, вызываемым психотропными веществами. К сожалению, у детей употребление сосательной смеси очень быстро переходит в при­вычку, становится нормой. Вскоре подростку хочется более сильных ощущений. А если он покупает для себя «зелье» с такой же лег­костью, как жевательную резинку, то нет никакой гарантии, что в ближайшем будущем он не перейдет на наркотики.

Бизнес на жизнях

Так случилось с Михаилом Пильстем. Бывший наркоман, который уже 13 лет находится в «завязке», откровенно рассказывает о своей бурной юности:

– В 1990-х годах достать насвай было так же просто, как купить пачку сигарет. Его продавали на рынке торговцы специями. Даже мне, семикласснику, отпускали без лишних вопросов. Я «закидывался», чтобы расслабиться, ощутить легкость. Как правило, эффект был короткий: всего пару минут. Помню ужасное ощущение во рту – у меня были выжжены весь рот и губы. До сих пор не могу пить горячий чай.

Со временем двухминутного кайфа перестало хватать, и Михаил перешел на более тяжелые вещества:

– Оглядываясь назад, понимаю: не будь так называемых легких наркотиков, возможно, я бы и не пришел к тяжелым. Это медленный путь вниз: вначале ты пробуешь что-то для баловства, потом постепенно увеличиваешь дозу, меняешь вид. Уверен, что распространителей насвая, как и наркодилеров, следует судить по Уголовному кодексу, ведь люди, которые делают бизнес на судьбах и жизнях, должны нести за это полную ответственность.

Когда есть повод задуматься

Людмила Шпаковская уверена, что заметить увлечение ребенка насваем можно еще на ранней стадии:

– Резко меняются настроение и поведение – он становится рассеянным и раздражительным, падает успеваемость. Появляется неприятный запах изо рта.

Многих интересует вопрос: почему «зелье» до сих не внесено в список запрещенных веществ? Заместитель начальника первого управления Главного управления по наркоконтролю и противодействию торговле людьми Министерства внутренних дел Екатерина Шелегова констатирует, что для введения уголовной ответственности пока нет правовой базы:

– Согласно действующему законодательству насвай не является наркотическим средством либо психотропным веществом. Кроме того, как ни парадоксально, у нас в стране до сих пор нет списка сильнодействующих веществ. Если он появится, а это прерогатива Минздрава, и в него будет включен насвай, то дилеры будут привлечены к ответственности по Уголовному кодексу. Проблема распространения этого вещества не нова. Основной рост оборота некурительных табачных веществ пришелся на 2014-2015 годы. Это связано с вступлением в силу Декрета № 6 «О неотложных мерах по противодействию незаконному обороту наркотиков». Он ужесточил ответственность за незаконный сбыт наркотиков, поэтому некоторые дилеры переориентировались на распростра­нение насвая. Так, в 2015-м мы поставили рекорд: изъяли 2861 килограмм этого вещества. Про­анализировали правопри­менительную практику и заметили, что система исполнения судебных решений почему-то не работает. Были случаи, когда в отношении одного дилера составляли более 20 административных протоколов, у него накапливались огромные штрафы.

Преступление и наказание

До 2016 года непосредственно за торговлю насваем не было предусмотрено даже административной ответственности. С введением в Кодекс об административных правонарушениях статьи 16.10 за приобретение или хранение некурительных табачных изделий для сосания и жевания, например, насвая или снюса весом до 50 граммов предусмотрен штраф до двух базовых величин (до 49 рублей). За перевозку, пересылку, приобретение и хранение таких изделий весом более 50 граммов, а равно реализацию таких веществ, – до 40 базовых (980 рублей) с конфискацией денежной выручки, орудий и средств, совершения административного правонарушения или административный арест с конфискацией или без. Самые жесткие санкции за изготовление смеси в количестве более 50 граммов – до 45 базовых (1102,5 рубля) с конфискацией орудий или без, или административный арест с конфискацией или без.

– Эти меры позволяют сдерживать «бизнес», – приводит статистику Екатерина Шелегова. – По сравнению с 2015 годом в 2017-м доля вещества в незаконном обороте сократилась вдвое. Однако проблема до сих пор существует. Наиболее остро она стоит в Гомельской области. Этот регион – оптовый поставщик вещества. Буквально пару недель назад изъята крупная партия: 38 килограммов. При всей вредности насвай психотропным веществом и наркотическим средством не является, поэтому вводить уголовную ответственность за его оборот видится преждевременным. Действующее законодательство и прини­маемые ОВД меры позволяют адекватно реагировать на ситуацию, связанную с его распространением.

Дата публикации: 14 апреля 2018