«Детская болезнь левизны» в коммунистическом движении не лечится временем…

Скромный уровень торжественных мероприятий по поводу очередной годовщины со дня рождения Владимира Ильича Ленина, если принять его в качестве антирекорда, кажется, побили брестские товарищи из КПБ. Мало того, что они не примкнули к возложению цветов у памятника величайшему теоретику и вождю в истории мирового коммунистического движения, так ещё и ушли в глухую оборону, проигнорировав возможность объяснить своё видение такой тактики. По крайней мере, такой вывод правомерно делает каждый читатель информации на известной дискуссионной площадке.

В этой связи мне представляется важным напомнить, что в 1920 году Ленин оперативно написал и на русском, немецком, английском и французском языках издал книгу «Детская болезнь «левизны» в коммунизме». В ней содержится резкая критика противников большевизма из революционно-социалистического лагеря. Взгляды большинства таких противников можно и ныне определить как левый коммунизм. В рукописи этого труда Ленина имеется подзаголовок: «Опыт популярной беседы о марксистской стратегии и тактике».

Из десяти глав ленинской книги выделим ту часть, которая известна под названием «Никаких компромиссов».

Описывая «левизну» в коммунизме», Ленин считал, что «ошибка левого доктринерства в коммунизме является, в настоящий момент, в тысячу раз менее опасной и менее значительной, чем ошибка правого доктринерства», она может и должна быть «легко излечена».

Увы. Верхушка брестских (да и не только брестских) руководителей КПБ, давно принявших позу с условным названием «Никаких компромиссов с коммунистами, организационно оформившихся в других коммунистических партиях», демонстрирует нам живучесть предрассудков, которым Ленин вынес свой приговор. В своё время революционеры России, под которыми понимаются социал–демократы всех оттенков и большевики, в интересах победы над капиталом заключали немало компромиссов, имевших практическую пользу для коммунистического движения.

В этой связи нам важно разобраться в причинах ошибочной позиции КПБ, подчеркну ещё раз, последовательно претендующей на роль единственно верной линии в коммунистическом движении Беларуси.

Обратимся к азам теории. Коммунизм как идейное явление прочно базируется на теории классовой борьбы. Сегодня коммунистом можно считать только того, кто признаёт наличие классов. Без этого смысла спорить о классовой борьбе в сферах идеологической, политической и экономической и уж тем более о прошлом и туманном будущем «диктатуры пролетариата» я не вижу.
На днях в социальных сетях имел возможность напомнить «соловью либерализма» господину Ярославу Романчуку о том, что буржуазия весьма последовательно отстаивает свои классовые интересы, одновременно призывая наёмных работников отказаться от своего острого оружия, каким, собственно, и является теория классовой борьбы. В ответ услышал от кандидата экономических наук, что наличие классов – выдумка Маркса и Ленина…
Показательно, что без малого лет 20 тому, когда Виктор Чикин (ныне покойный) на пленуме ЦК ПКБ сделал доклад «О необходимости перехода от парламентской партии к партии авангардного типа» я скромно попросил докладчика уточнить: авангардом какого класса будет в свете такой перспективы ПКБ?

Вы не поверите, но этот факт зафиксирован в анналах партийного архива «партии Калякина». Вы удивитесь, но Виктор Чикин доказывал с трибуны и под смех большинства участников пленума, что в Беларуси нет классов, следовательно, ПКБ должна быть авангардом всего белорусского народа.
Вот так сходятся крайности в лице «соловья либерализма» и ортодокса коммуниста»!

Вне этих ли заблуждениях вокруг «четырёх сосен» ленинских признаков классов кроется главная ошибка брестских коммунистов, порождающая их непримиримость к инакомыслящим коммунистам?
Специально по такому поводу напомню. В теоритическом плане Ленину досталось от Маркса и его последователей «белое пятно» — отсутствие определения классов. Со временем этот, мелкий, на первый взгляд, недостаток, стал существенной помехой на пути понимания новым поколением революционеров теории классовой борьбы.

Ведь в популярной статье «Три источника и три составные части марксизма» написанной к 30-летию со дня смерти Карла Маркса и опубликованной в журнале «Просвещение» № 3 за 1913 год Владимир Ленин подчёркивал, что «Гениальность Маркса состоит в том, что он сумел раньше всех сделать… вывод, которому учит всемирная история. Этот вывод есть учение о классовой борьбе.

Люди всегда были и всегда будут глупенькими жертвами обмана и самообмана в политике, пока они не научатся за любыми нравственными, религиозными, политическими, социальными фразами, заявлениями, обещаниями разыскивать интересы тех или иных классов».
И только в июне 1919 года в статье «Великий почин (О героизме рабочих в тылу. По поводу „коммунистических субботников“)», впервые опубликованной отдельной брошюрой в Москве в июле 1919 года, Владимир Ленин даёт нужное нам и сегодня определение классов.
Дословно оно звучит так:
«Классами называются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Классы, это такие группы людей, из которых одна может себе присваивать труд другой, благодаря различию их места в определенном укладе общественного хозяйства».
В популярном изложении лекторы обычно ссылаются на слово МОРС – приводя в пример, что классы отличаются по месту, отношению к средствам производства, роли в обществе, способу получения доли общественного продукта…
Согласно справке, подготовленной к 100-летию со дня рождения Владимира Ильича Ленина, брошюра «Великий почин (О героизме рабочих в тылу. По поводу „коммунистических субботников”)» была издана 130 раз в СССР и 38 раз на 51 языке в других странах.
Прошло время… Оказывается, простое, понятное и исчерпывающее определение классов Лениным не доходит до некоторых политиков.
Стремление части коммунистов обособиться, замкнуться в своём мирке, чтобы избежать острой дискуссии по злободневным вопросам, является той истинной причиной, которая толкает отдельных товарищей в русло «левизны в коммунизме». На практике эта ошибка служит классовым интересам капитала и буржуазии, которые как тараканы прут со всех щелей и находят в социально–экономической модели Беларуси лазейки для своего господства над массами трудящихся. Под последними я понимаю прежде всего всякие бнфы, огп, говори правду и иже с ними. Вот почему политическая сегрегация сейчас ни к чему.

Автор: Николай Петрушенко

Дата публикации: 24 апреля 2018